«Трансформеры: месть падших»: много шума из… чего?
24 июня 2009 года на российские экраны выходит фильм «Трансформеры: месть падших» (дистрибьютор – ЦПШ), продолжение нашумевших «Трансформеров» режиссера Майкла Бэя (на его счету такие фильмы, как «Плохие парни», «Скала», «Армагеддон», «Перл-Харбор», «Остров»). Зрителей ждет битва между Автоботами и Десептиконами, которая, как гласит слоган ленты, неминуема.
Если говорить о картине в целом, то это бессмысленная свалка из груды спецэффектных металлических частей, для правдоподобности скрепленных каким-то подобием сюжета. Разобраться в происходящем под силу лишь самым ревностным фанатам, на зубок знающим персонажей первого фильма. Во второй части их еще больше, так что в именах начинаешь путаться уже после десятой минуты, а к концу финальной битвы совсем перестаешь соображать, что происходит, вопрошая лишь «А что это было?» Ясно лишь то, что «наши победили».
Ну, как положено, все трясется, взрывается, разлетается в щепки по всей округе, сея смерть и разрушение. Половина Шанхая разгромлена, парочка египетских пирамид едва не стерта с лица Земли, не говоря уже о том, сколько обитателей планеты Кибертрон разобраны на запчасти (исчислению не поддается). В общем, Майкл Бэй себе верен и, пожалуй, на этот раз превзошел сам себя по части мастерства в использовании спецэффектов – они невероятны и грандиозны, придают зрелищу эпохальный и особый, можно сказать, планетарный размах, но… происходящее на экране настолько вопиюще бессмысленно, что одними спецэффектами дело не поправить.
Похоже, режиссер и сам это знает, поэтому прибегает ко множеству побочных ухищрений. Так, очевидно, что создатели картины метят на то, чтобы охватить как можно более широкую аудиторию (оно и понятно: бюджет, как-никак, солидный, его надо отбить). Вот и заготовили несколько «приманок», которые должны, по логике вещей, делать фильм привлекательным. Во-первых, добавили в фильм смешных трансформеров-близнецов – комическая составляющая и дружный смех зрителей на просмотре обеспечены. Во-вторых, усадили Меган Фокс в соблазнительной позе на мотоцикл. И кому в этой ситуации придет в голову, что пустота в ее глазах красноречивее любых слов говорит о ее актерском потенциале? Понятно, что в блокбастере ставка делается на спецэффекты, а актерская игра никому, по большому счету, не нужна, но тут так поражает бездарность исполнения, что впору взвыть с криком: «Кто отвечал за кастинг? Где глаза у них были?». Но не важно – главное, чтобы было эффектно (чего-чего, а этого у «Транформеров» не отнимешь).
Все эти разрозненные компоненты сами по себе, может, и хороши, но они никак не хотят выстраиваться в цельную картину и так и норовят развалиться. При желании можно сколько угодно разбирать вторую часть «Трансформеров» на кусочки, выявляя в металлических деталях массу дефектов, а в фильме – минусов, но главное не это.
Прежде всего, важно найти ответ на вопрос: «Будет ли это работать?» Еще как. Зрители и не на такое покупались. Как бы там ни было, искать смысл в фильме, в который его никто и не пытался закладывать, - занятие глупое. С таким же успехом можно открыть банку с надписью "клубничное варенье" в поисках кабачковой икры, а потом возмущаться и недоумевать, отчего же ее там не оказалось. Как сказал (не мудрствуя лукаво) Майкл Бэй на пресс-конференции во время своего визита в Москву, «Трансформеры: месть падших» - это «just summer entertainment» («всего лишь летнее развлечение»). Потому фильм должен рассматриваться именно в этом качестве.
Развлечение получилось, причем именно такое, какое следует смотреть непременно в кинозале – экран малого размера попросту убьет эффект от картины. И, если зрителю хочется на два с половиной часа погрузиться в выдуманную реальность и отвлечься от проблем, а, выйдя из зала, тут же забыть про фильм, то «Трансформеры: месть падших» - неплохой вариант. А вот снобам-интеллектуалам, пытающимся найти в каждой увиденной картине философский посыл, вычурные метафоры и особый киноязык, лучше купить билет на другой сеанс.