Фильм «Нью-Йорк, Нью-Йорк»: Выдумщик и его головоломка
Чарли Кауфман – один из наиболее выдающихся сценаристов Голливуда, автор сценариев «Вечное сияние чистого разума», «Быть Джоном Мадковичем», «Адаптация». Хотя за реализацию его произведений берутся разные режиссеры, авторский почерк Кауфмана виден точно, ярко и бескомпромиссно. Апофеозом авторства Кауфмана является его режиссерский дебют «Нью-Йорк, Нью-Йорк», который выходит на наши экраны 9 апреля (дистрибьютор – CP Classic).
Оригинальное название «Синекдоха, Нью-Йорк» более корректно отображает уникальное произведение Кауфмана, в котором автор достигает апогея и вершины поэтики абсурда. Именно ирреальная логика, сновидческая природа, игра абсурда — конек и признак Кауманского почерка. История жизни драматурга Кейдена, который в попытке сопротивления обстоятельствам жизни пытается создать великое театральное произведение, насыщена остроумными парадоксами и ощущением трагической потери чего-то важного. Кейден страдает от непонятных и феноменальных болезней, что, разумеется, удручает и обескураживает его. Жена с дочкой уезжают на выставку, где супруга становится знаменитой, и быстро забывает о семейных сложностях и своем муже. А Кейден страдает от того, что совершенно не умеет жить настоящим, увлекаясь прошлым или же устремляясь вперед.
Мотив абсурда существует в фильме не в условиях сновидческой реальности, в которой все парадоксы принимаются просто и без оговорок, а в контексте здоровой, будничной жизни.
Под гнетом своей нелепой, теряемой жизни, Кейден пытается поставить грандиозный спектакль, создавая полномасштабную декорацию Нью-Йорка на заброшенном складе. Созданная декорация и становится синекдохой — фигурой в стилистике, при которой часть оказывается определением целого. Режиссер дает каждому актеру описание того, что с ним происходит в данный день, надеясь, что в итоге каждодневных усилий, направленных на воссоздание жизни людей, ему удастся создать нечто глубинное. Со временем он решает ре-инсценировать собственную жизнь и вовлекает своих близких в своеобразный перформанс. В итоге актеры, а вместе с ними и зрители, не всегда понимают, где они живут сейчас: в своей жизни или в пьесе Кейдена. И вымысел режиссера овладевает жизнью, становится самой жизнью, в то время как жизнь становится вымыслом.
Фильм «Синекдоха, Нью-Йорк» поднимает простые и вечные вопросы искусства: смерть, счастье, страх, разочарование, одиночество, поиск себя и взаимопонимания.
Тонкая и увлекательная кино-головоломка была весьма тепло встречена критикой во всем мире, и вызовет интерес зрителей, которые любят размышлять, искать и вовлекаться в остроумный круговорот вымысла.