Из грязи в князи
Спасение мира – один из излюбленных сюжетов голливудского кино. И если фильм завязан на политике, то русский народ обычно представлен в сюжете отрицательно, или, как максимум, нейтрально. Но вышел фильм, нарушивший традицию: этот «Подарок» 12 марта преподнесла российскому зрителю дистрибьюторская компания «Профит Синема Интернэшнл».
Приключенческий экшн строится на проверенной годами платформе: обыватель попадает в круговорот событий, преодолевает препятствия и спасает мир. Что же касается «мяса», наращиваемого на крепком скелете, то тут авторы постарались соригинальничать.
География съемок и зрелищность, а также обязательная любовная линия с постельной сценой и динамичные преследования с перестрелками – традиционные и даже привычные атрибуты жанра. Что же касается оригинальности, то детективная подоплека с таинственным телефоном, посредством которого герою предрекается грядущая опасность или выигрыш в казино, - необычна, ведь изначально вопрос о спасении мира даже не стоит. Но главная особенность «Подарка» - место и роль русских в развитии сюжета.
Сначала появляется гениальный русский хакер. Потом американцы решаются на поездку в Москву, ведь они понимают, что только русские могут найти ответ на любой вопрос. Затем русский хакер, действительно, за пару часов справляется с задачей, непосильной целому штабу американской контрразведки. Но это всё ерунда по сравнению с финалом. Под занавес, когда мир спасен от катастрофы, зрителю приоткрывается тайна: всей операцией незримо руководили русские спецслужбы. Хакер сбривает щетину, облачается в форму и отправляется на прием к генералу в исполнении Гоши Куценко. И вот тут фильм окончательно превращается в фарс. Представители спецслужб делятся впечатлениями и выражают готовность к проведению следующей операции. Ведь американцы для них – ну, словно малые дети: постоянно шкодят и ставят мир под угрозу уничтожения.
«Подарок» - фильм, как будто снятый про нас для них. Ведь приятна одна мысль, что американцы увидят историю, в которой они в очередной раз чуть не сгубили мир, а русские предотвратили катастрофу. Но это только как будто, потому что клоунада, до которой скатывается сюжет, ставит фильм в один ряд с его предшественниками, повествующими о русских алкоголиках с медведями и балалайками. Только «Подарок» бросило в другую крайность. Русские снова выглядят клоунами, но только на этот раз – не на чужой арене, а в собственном цирке.