История национального героя
Еще не забыт фильм Сергея Бодрова «Монгол», номинированный в прошлом году на «Оскар», а фигура великого Чингис Хаана снова выходит на экраны страны. Только на этот раз историю Темучина, ставшего императором, раскрывают носители культуры Якутии, Бурятии, Тувы, Башкортостана, Алтая, Хакасии, Калмыкии и Китая. За реализацию проекта взялись обладатели азиатского взгляда на историю и культуру. Долгожданная картина "Тайна Чингис Хаана" выходит в прокат 12 марта 2009 (дистрибьютор «Каропрокат»).
Авторы и прокатчики позиционируют фильм как первый национальный проект. И, действительно, в своем большинстве члены съемочной группы – представители азиатских народностей: тувинец Эдуард Ондар исполняет роль Чингис Хана, монгол Оргил Махаан – роль его «заклятого друга», даже продюсер Владимир Иванов – потомок некогда объединенных Ханом племен. С духом Азии авторов фильма роднит если не происхождение, то длительное и активное пребывание в контексте культуры. Так, режиссер фильма Андрей Борисов – не только известных якутский театральный режиссер, но и министр культуры Якутии.
Поэтому "Тайна Чингис Хаана" – непривычный, особый и трудный для восприятия проект. Главный персонаж истории – степь в ее многообразии, своенравности, манящей красоте. Повествование строго, сухо, информативно и воздерживается от сентиментальности как в лирических сценах, так и в кровавых эпизодах сражений. Визуальный ряд наполнен созерцанием природы в попытке уяснить ее особый язык. Музыка, сопровождающая действие, звучит навязчиво, нелогично и несоответственно драматургии эпизодов, потому что она необычна. История становления великого императора подана в форме философской притчи. Пытаясь познать тайну жизни, он должен раскрыть тайну своей судьбы. Слоган ленты - «Небо знает, земля знает… и ты узнаешь!».
Термины «сухое, философское и строгое» - еще не означает скучное и слабое, но ситуацию усугубляет авторство дебютантов. Всё-таки Андрей Борисов – чиновник и театральный режиссер, привыкший вести повествование по законам театра. Исполнители главных ролей также не отягощены богатым опытом работы в кино.
Главный рычаг фильма – идея подъема национального самосознания. Во времена Советского Союза нас всех учили, что Чингис Хаан – жестокий тиран, угнетатель и поработитель великого русского народа. В Азии были хорошие герои типа поэта и бунтовщика Салавата Юлаева. Правда, в последние годы роль Юлаева как национального героя оспаривается: вероятно, он был просто жестоким преступником. И на его место воздвигается знаменитый на весь мир Чингис Хаан. Потомки по праву гордятся великим монголом. И, естественно, прославляют его в своих произведениях искусства. В том числе и в кино.