Хорошая девочка Юля на улице некой живет
В России привыкли со скептицизмом в глазах следить за развитием жанрового кино. Проще говоря, все неустанно повторяют, что эта ниша в отечественном фильмопроизводстве по-прежнему остается незаполненной. 19 февраля в прокат выходит очередной российский якобы триллер «Юленька» от режиссера Александра Стриженова и продюсеров Рената Давлетьярова, Александра Котелевского и Андрея Новикова (дистрибьютор – Каропрокат). Пройдет эта картина мимо нашей жанровой кинокопилки или в силах фильма заложить ее основу?
Школа сама по себе является жутким местом для молодого преподавателя. Андрей Белов (Марат Башаров) попадает в еще более кошмарное заведение – провинциальную женскую гимназию, в которой около полугода назад случилось неслыханное дело. Десятилетняя девочка выбросилась из окна. Ее мать от горя сошла с ума и угодила в психбольницу, одноклассницы погибшей Сонечки напуганы. И только Юленька (Даша Балабанова) хранит спокойствие. У этой юной девчушки недетское сознание. Она четко знает, чего хочет и как этого добиться. Любое сопротивление ей бесполезно и, к тому же, опасно для жизни.
Что нужно для хорошего триллера? Ловко запутанный сюжет и способность вызывать у зрителей ощущение напряженного переживания. Вот первоначальный минимум, который определяет все последующие нюансы. История «Юленьки» нетривиальна и в чем-то даже непредсказуема. Рассказана она достаточно динамично: нет ни одного лишнего кадра, ни одного немотивированного отступления. Активное включение в картину круговых движений камеры, нередко напоминающих финальные кадры «Необратимости» Гаспара Ноэ, нагнетает обстановку и придает видеоряду некую мистичность. Артур Гимпель, оператор-постановщик «Юленьки», на пресс-конференции рассказал, что для этого фильма он выбрал особую эстетику – стиль ретро-фьючерс, соединил в одной картинке прошлое и будущее. Скорее, этот прием можно обозначить как создание универсального хронотопа (время и пространство), в котором происходит действие фильма. Зритель не может понять, насколько современна эта история и где она происходит. Все слишком условно. Дополнительным фактором воздействия на аудиторию является симпатия публики к Марату Башарову, исполнителю главной роли, способная усилить переживания от фильма. Ту же цель преследует музыка, аккуратно и ненавязчиво сопровождающая действия на экране.
Казалось бы, все демонстрирует полное соблюдение, так сказать, жанровых канонов. «Юленька» смотрится практически на одном дыхании, но у нее нет будущего. Фильм сделан весьма добротно, однако не способен произвести перелом в сознании зрителей. А для того, чтобы изменить отношение к отечественным триллерам и построить фундамент жанрового кино, необходима революция. Мужененавистническая «Юленька» на это вряд ли способна.