Шведский вампирский антигламур
С 29 января в российском прокате редкое явление – вампирская драма режиссера Томаса Альфредсона «Впусти меня» (дистрибьютор – «Кино без границ»). Сценарий к фильму написал Юн Айвиде Лидсквит, автор одноименного бестселлера 2004 года. «Впусти меня», сага о двух одиноко блуждающих детских душах, - изысканный пример скандинавского жанрового кино, ставшего обладателем немалого количества международных наград.
В заштатном шведском городке, на заснеженной улице, в неказистом доме живет самая обычная шведская семья, которая состоит из самого заурядного папы, самой невыразительной мамы и «Малыша»… Одинокому, беззащитному двенадцатилетнему мальчику Оскару (Коре Хедебрант) все время достается от более сильных одноклассников. Он горячо мечтает о друге, и вот в его жизни появляется «Карлсон»… В соседний дом вместе со своим отцом переезжает Эли (Лина Леандерсон), ровесница Оскара, которая умеет летать и выходит на улицу только по ночам. Она – вампир, безжалостно убивающий местных жителей. Это не страшит Оскара, и он впускает Эли в свое хрупкое детское сердце.
Истории о первой любви всегда трогательны и наивны, однако вряд ли эти определения применимы к фильму «Впусти меня». В первую очередь, из-за специфической вампирской сюжетной линии и связанной с ней особенной чувственностью. В недавно вышедшей на отечественные экраны картине «Сумерки» (пригламуренной вариации на тему взаимоотношений обычного человека и вампира) весьма убедительно было передано ощущение болезненно-невыразимой подростковой страсти. Тем временем Томасу Альфредсону и его команде удалось справиться с еще более сложной задачей. Они показали целую гамму холодно-трагических оттенков запретной детской любви, детально и тонко прорисовали каждую чувственную завитушку, заставляя зрителей, скорее, содрогаться, нежели сопереживать. Так родилась мина замедленного действия – психологический триллер с элементами любовной драмы под названием «Впусти меня».
Художественная ценность картины состоит в том, что ни один кадр не выбивается из общей стилистики, не противоречит заданному темпу и настроению, будь то изображение быта, детских шалостей, злодеяний вампира или сильных душевных переживаний героев. Режиссура напоминает кропотливое складывание из ледяных фигурок слова «вечность», - занятие, казалось бы, неблагодарное, но невероятно красивое. Том Альфредсон не только сумел подчинить себе каждый уголок, каждый изгиб воображаемых ледышек, но и согрел их теплом своей веры в лучшее. Они не растаяли – а только заискрились в лучах неожиданно счастливого финала.