Победить может только один
5 февраля на российские экраны выходит картина «Фрост против Никсона» (дистрибьютор в России - UPI Russia), уже снискавшая признание критиков и получившая 5 номинаций на премию Оскар, церемония вручения которой состоится 22 февраля. Это история противостояния журналиста и бывшего американского президента, в которой не все так просто.
Показ немного задержали, чтобы никто не опоздал, потому что, как было сказано журналистам, «это фильм, который нужно смотреть от начала до конца, не пропуская ни одной минуты». Однако, по большому счету, первые несколько минут определенно были лишними. Зачем создатели включили их в картину, не очень-то понятно – американский зритель про уотергейтский скандал прекрасно осведомлен (к тому же, внесли свою лепту многочисленные фильмы и книги на эту тему). Впрочем, ленту снимали явно в расчете на мировой прокат, но это тоже ничего не объясняет: даже если допустить, что смотрящий ровным счетом ничего о Никсоне не знает, то куда более интересным ходом было бы предоставлять ему информацию по ходу развития сюжета. Хотя в целом фильм хорош. Крепкий добротный сюжет и уверенная режиссура сделали свое дело. Даже зная, чем эта история закончится, все равно сидишь и ерзаешь в кресле, гадая: кто кого?
Безусловно, напрашивается сравнение с «Никсоном» Оливера Стоуна и «Всей президентской ратью» Алана Пакулы. Но «Фрост против Никсона» не теряется на фоне этих выдающихся картин, а, скорее, придает истории уотергейского скандала новое звучание, предлагает свежий взгляд на образ Никсона.
Самое сильное место картины – это актерский ансамбль. Посмотрим, получит ли Френк Ланджелла Оскара (у него все-таки сильные конкуренты), но сыграл он очень убедительно (кстати, он уже получил премию Тони за исполнение роли Никсона в бродвейской постановке). В какой-то степени он даже реабилитировал Ричарда Никсона, показав, каким, в сущности, несчастным тот стал после ухода с президентского поста. Приятно удивил Майкл Шин. В «Другом мире» сыгранный им оборотень вышел довольно шаблонным, что весьма раздражало (и, зная, что происходило за кадром – исполнительница главной роли Кейт Бэкинсейл, на момент начала съемок встречавшаяся с Шином, ушла к режиссеру картины Лену Уайзману – можно было испытать некое злорадство, потому что, повторюсь, очень уж сильно Шин раздражал). Немного лучше обстояли дела с «Королевой», хотя и там актер довольно бледно смотрелся на фоне Хелен Миррен. И вот, наконец, Дэвид Фрост – безусловно, лучшая роль Майкла Шина за всю его карьеру. Также радует Сэм Рокуэлл – похоже, актер наконец-то научился выбирать приличные роли в хороших фильмах. Чего стоят его Виктор Манчини из «Удушья» и Джеймс Рестон из «Фроста против Никсона» - никакого сравнения с неудобоваримым «Автостопом по галактике».
Помимо действующих лиц есть в картине еще один немаловажный персонаж – телевидение. О том, какое колоссальное воздействие оказывает крупный план, известно давно. То, что между тем, что происходит в кадре, и событиями, разворачивающимися за кадром, зачастую лежит целая пропасть, - тоже не ново. Однако фильм смотрится на удивление легко, даже несмотря на то, что снят как телепьеса. Такой сюжет был бы куда уместнее в театре. И, к слову, сценарий был написан на основе пьесы, а спектакль, поставленный по ней, успешно шел сначала на сцене лондонского театра «Donmare Warehouse», затем на Бродвее в «Bernard B.Jacobs Theatre». Роли Фроста и Никсона исполняли Майкл Шин и Френк Ланджелла соответственно – этим и объясняется решение Рона Ховарда пригласить их и в киноверсию – он решил, что «невозможно представить себе двух других актеров на их месте».
Как сказал Ричард Никсон в телефонном разговоре с Дэвидом Фростом: «Свет рампы может гореть только для одного из нас. А для другого будет пустяня…» Поэтому приготовьтесь к настоящей схватке: противостояние Фроста и Никсона будет беспощадным.