Озеро между раем и адом
Кинокомпания «Люксор» заготовила для отдохнувших и расслабившихся за новогодние праздники зрителей - поклонников триллеров настоящий подарок. 15 января на российские экраны выйдет картина «Райское озеро», режиссерский дебют сценариста Джеймса Уоткинса. В 2008 году фильм получил награду на фестивале Catalonian International Film и был номинирован на премию Douglas Hickox Award. Однако английские зрители бойкотировали данную картину, прокат которой, в итоге, стал провальным. Почему?
По сюжету фильма влюбленная пара Стив (Майкл Фассбендер) и Дженни (Келли Рейли) отправляются на выходные за город, на берег Райского озера с желанием укрыться от людей и побыть только вдвоем. Идиллию нарушают невоспитанные, агрессивные подростки из близлежащего поселка – они расположились неподалеку от «сладкой парочки» и с воодушевлением принялись их донимать громкой музыкой и непристойными выкриками. Сделанное Стивом замечание юные бандиты восприняли как позывные грядущих долгожданных приключений. Подростки крадут вещи отдыхающих, ломают их автомобиль и, войдя в раж, не могут остановиться – они жаждут смерти ни в чем не повинных Стива и Дженни.
Проблематика «Райского озера», определяющая развитие невыносимо жуткого, волнующего и отталкивающего действия, связана с острым социальным конфликтом Великобритании наших дней. Тема беспощадной и безнаказанной жестокости подростков является далеко не новой, а сама проблема – практически неразрешимой. Тем не менее, Джеймс Уоткинс нашел способ привлечь к ней внимание. Он снял картину без единой шутки, без надежды на то, что свет в конце туннеля окажется выходом, - фильм, смотреть который одновременно и невозможно (особенно английской публике, для которой эти проблемы являются более чем актуальными), и хочется (в первую очередь тем, кому этот кошмар мог только присниться).
Неспособность оторваться от кошмарного зрелища отнюдь не связана с какими бы то ни было психическими отклонениями его наблюдателей. Дело в том, что весь ужас происходящего на экране захватывает зрителя, погружает его в абсолютно реальную ситуацию и абсолютно естественным является желание узнать ответ на вопрос: «Выживу ли я, если попаду в такую передрягу». Однако попытка просчитать возможные спасительные действия героев оборачивается осознанием беспомощности взрослых людей перед тупыми, беспринципными подростками, потому что за каждым таким «всего лишь ребенком» стоят жестокие, безответственные, живущие по звериным законам родители.
По тому, как мучительная зрелищность соединяется в «Райском озере» с социальной проблематикой, картина Джеймса Уоткинса может напомнить легендарный «Заводной апельсин» Стенли Кубрика. Вот только если откровенные сцены насилия в экранизации Энтони Бёрджесса – художественный прием, обоснованный сюжетом, то в первом триллере российского проката 2009 года многие жуткие моменты можно было бы заменить их ожиданием, хотя в таком случае – это уже совсем другое кино. Так что путешествующим в рай не обойтись без горения в аду, и российские зрители, скорее всего, внимательно на это посмотрят. Занимательно ведь.