В пространстве виртуальной реальности
11 декабря в прокат выходит фильм «Скажи Лео», новая картина режиссера Леонида Рыбакова, создателя короткометражной ленты «Люди из камня», представлявшей в этом году Россию в конкурсе Венецианского международного кинофестиваля и удостоившейся специального упоминания жюри.
Уже сам слоган фильма: «Им 18. Их не жалко. Смотри, не попадись сам», - интригует и настраивает на определенный лад. Этому способствует и особая тональность изображения (в чем создателям фильма не откажешь, так это в особой сочности картинки и первоклассной работе со светом). Да и тема (разумное и неразумное использование интернет-технологий) должна прийтись по вкусу определенной части аудитории, так что вряд ли можно сказать, что «Скажи Лео» - это пальба из пушек по воробьям. У продюсеров фильма есть четкие представления о целевой аудитории картины, которая, безусловно, рассчитана на молодежь, и позиционируется соответственно.
Это фильм не столько о том, где проходит граница допустимости использования всемирной паутины для зарабатывания денег (что делает героиня Анны Старшенбаум, провоцируя «папиков» на виртуальное нарушение шестой заповеди), для траты чужих денег (как для Лео в исполнении Андрея Щипанова) и как способа «отмазаться» от армии (к чему прибегает Толстяк, сыгранный Михаилом Павликом), сколько о тотальном одиночестве и заброшенности. Герои уходят от реального мира как раз потому, что им сложно жить в нем, а выхода они не видят.
Что кажется мне особенно показательным, так это то, что у основных персонажей попросту нет имен. Героиня – просто Russian girl, Лео – это интернет-ник, Толстяк – тоже всего лишь прозвище. Границы реальности стерты, их больше нет. То, что происходит в реальной жизни, им уже не интересно. Мир воспринимается исключительно через экран монитора. И, кстати, этот разрыв между реальным и виртуальным мастерски передан через изображение и звук. Когда Лео смотрит на экран своего компьютера, то картинка немного смазана, а голос Russian girl, доносящийся из колонок, щедро сдобрен помехами и примесями посторонних шумов. Но вот камера «вгрызается» в монитор, и мы оказываемся в комнатушке, откуда возлюбленная Лео общается со своими виртуальными клиентами, и как изображение, так и звук, резко меняют свой характер, становясь настолько натуральными, что мгновенно возникает эффект присутствия здесь и сейчас.
Радует то, что главные роли в картине исполнили молодые, еще не примелькавшиеся зрителю актеры. Впрочем, было бы сложно найти столь юных (ведь персонажам всего по 18), но уже «засвеченных» исполнителей. Наверное, глупо было бы ругать их за неточности в актерской игре и заявлять, что «в жизни так не бывает». Современная молодежь настолько непредсказуема, что не исключено, что именно так все и происходит.
Примечательно еще и то, что уже сейчас ясно, что зрители разделятся на два лагеря. От тех, кто уже видел фильм, чаще всего можно услышать: «Такое кино показывать нельзя. Это готовое пособие по хакерству». Но это скорее преувеличение, рожденное не без вмешательства энергетики фильма. В картине нет пресловутого happy end'а – каждый получает то, что заслужил. И этим фильм правдив.
Здесь нет морализаторства на тему, хорошо это или плохо – зарабатывать на жизнь, занимаясь интернет-порнографией, этично или неэтично – взламывать чужие банковские счета и тратить баснословные деньги на эти порно-услуги. Всем просто воздается за содеянное. Без заунывного разжевывания и неуместных комментариев. И некоторым, не привыкшим в кино к такой «оголенности», безусловно, фильм покажется жестким. Однако это не значит, что его нельзя показывать и нельзя смотреть. Тем, кого это не пугает, нужно заранее подготовить себя к тому, что в картине не будет сглаживания острых углов. Тем же, кто боится ушибиться, «Скажи Лео» действительно смотреть не стоит.