"Чужие" на смену "Чужому"
13 ноября в прокат выходит новая картина Юрия Грымова «Чужие». Драма о столкновении культур в дни межнационального конфликта была снята русским режиссером на территории Марокко при участии русских, американских и египетских актеров, каждый из которых говорит на родном для себя языке.
«Мне хотелось сделать эту картину максимально реалистичной, максимально честной» - заявляет создатель фильма, и если бы не яростная пропаганда актуальности фильма, его «как-нельзя-кстатности», ничто бы, наверное, не помешало в полной мере доверять «Чужим».
Группа американских врачей-добровольцев приезжает в арабский мир, чтобы сделать бесплатные прививки растущим, как сорняки, детишкам-«дикарям». Они настолько были увлечены своей миссионерской идеей, что, действуя интуитивно, на одном эмоциональном подъеме, преодолели русский блок-пост и минное поле. Проводники цивилизации обустраиваются в небольшой хибаре и даже не подозревают, что им предстоит выдержать не только отсутствие комфортных условий, но и более серьезные столкновения – характеров и культур. Осознание собственной значимости и бесконечный пафос благотворительной деятельности убивает остатки человечности в руководителе поездки. Он растворяется в командном духе, им самим же напускаемом, и постепенно теряется в полосках и звездочках американского флага. Начинаются острые социальные конфликты, которые, по традиции, должны завершиться пресловутым happy end’ом.
В фильме нет условностей. Реалистичность – в некотором роде, предмет гордости Юрия Грымова, заготовленная им козырная карта. И действительно, все изображаемое достоверно – тяжелые условия съемок, настоящие представители трех наций, подлинные слезы, пот, разве что не кровь. Камера внимательно, почти с документальной дотошностью запечатлевает детали, артефакты культур, с некоторым отеческим покровительством следит за демонстрируемой актерами сменой настроений героев, их внутренними переживаниями. Режиссер, правда, отмечает, что «актерской игры как таковой не было, потому что исполнители ролей жили, а не играли». Обнуляя этими словами значимость лицедейства набранной им команды, он, кажется, лукавит в пользу уже упомянутой реалистичности.
В знаменитой работе Ридли Скотта «Чужой», с которой Юрий Грымов сопоставляет свою работу, проблемы доставлялись и множились инопланетянами. Теперь же, по мнению российского режиссера, все беды, если говорить политически корректно, происходят от насильно насаждаемого, противоестественного взаимодействия культур. По сути, в фильме вполне однозначно показано, что причины конфликтов заключаются все-таки в том, что американцы пытаются насильно привить остальным народам свою мораль, устои и образ жизни, искренне при этом полагая, что творят благое дело. Две другие стороны – русские и арабы – предстают в «Чужих» жертвами обстоятельств.
Качественное кино, обнаруживающее другой, неамериканский взгляд на проблему необходимо мировому общественному пространству. Главное, преследуя полезную и нужную цель, случайно не уподобиться тем, кто критикуется – не перегнуть палку с обвинениями, но и не изображать по-советски положительных героев. Юрий Грымов умело балансирует на грани между острым и все же толерантным кинематографом.