Все на "Сад"
29 октября в кинотеатре Ролан состоялась предпрокатная премьера фильма «Сад» Сергея Овчарова. Фильм уже был показан в июне нынешнего года на ММКФ и заслужил хорошие отзывы. С 6 ноября его можно будет увидеть на широком экране. Из северной столицы фильм приехали представлять режиссер Сергей Овчаров, продюсер и композитор Андрей Сигле, а также актёры Анна Вартаньян и Игорь Ясулович, который из всего актёрского состава был единственным москвичом.
Фильм, как можно догадаться из названия, был снят по мотивам пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад». Создатели признались, что пытались создать фильм «как искусство, а не как коммерцию». Именно этим и обусловлено то, что массово фильм разрекламирован не будет. Помимо официальной версии фильма, которая длится около 100 минут, также есть, по словам режиссера, «пиратские» версии. Это несколько вариантов монтажа: двухсерийная и четырехсерийная версии, где из оригинального текста ничего не вырезано и более четко прослеживаются второстепенные сюжетные линии.
Создатели фильма и актеры очень тепло отзывались о фильме и о процессе съемок в целом. «Я испытал радость и удовольствие на съемках этого фильма. – говорит Игорь Ясулович. – За те полтора месяца, что длились съемки, я жил в нормальной творческой атмосфере».
Сам Антон Павлович никогда не любил постановки своих произведений и в частности «Вишневого сада» – все получается сплошные слезы да трагедии. Чехов же всегда все показывал через юмор, иронию, и, конечно же, вышеупомянутая комедия не исключение. Режиссер хотел создать картину максимально приближенную к авторскому замыслу, и ему без сомнений это удалось. Каждый образ продуман до мелочей, текст очень близок к чеховскому. Фильм стилизован под немое кино, которое как раз набирало обороты во времена написания пьесы, в далекие 1900-ые.
Не должна остаться без внимания и игра актёров. Анна Вартаньян в роли Раневской получила приз на Благовещенском фестивале за лучшую женскую роль. «Анна – актриса отчаянная, - говорит о ней режиссёр. – Никто не хотел играть Раневскую. Конечно, зачем, чтоб потом ругали? Но она без колебаний согласилась и справилась с этим на «отлично». Чтобы актриcе получить приз за лучшую женскую роль, да ещё в качестве Раневской – это многого стоит».
Или взять Игоря Ясуловича в роли Фирса – он просто бесподобен, его игру описывать нет смысла, это надо видеть. Когда сочетается такой персонаж и актёр (по словам Сергея Овчарова, «последний из аристократов кинематографа»), получаются совершенно невообразимые вещи. В сцене, где у него нет даже реплик, от него глаз невозможно оторвать.
Как рассказывал актёр, Овчаров сам репетировал с актёрами, что не каждый режиссер может себе позволить. «Сергей показал себя одержимым своим творением, невыносимым в стремлении сделать свое кино». И, без сомнений, оно у него получилось. Фильм получился не сравнимым ни с чем ранее виденным, искрометным, неожиданным, и всё же очень добрым.
Не каждый зритель готов к такому кино. Однако если так ставить нашу классику, того и гляди люди её и читать начнут.
На вступительном слове режиссёр «Сада» заметно нервничал. «Когда съемки были закончены, я всю ночь в поезде пересматривал этот фильм у себя в голове, не мог я его выбросить из головы. Если вы посмотрите его, и с первого раза он вам не понравится, пожалуйста, посмотрите его второй раз».