Канны 2024: «Снова наступит рассвет» – да будет свет!
15 мая на 77 Каннском кинофестивале состоялась мировая премьера фильма «Снова наступит рассвет» / «Ljosbrot» Рунара Рунарссона. Исландская драма о попытках двух девушек пережить потерю любимого человека открыла Особый взгляд. Это уже четвертая картина режиссера, принимающая участие в Каннском киносмотре. Кроме того, шестой год подряд исландское кино отбирается в официальную программу (за исключением 2020, когда фестиваль не проводился).
Хотя широкой публике имя Рунарссона практически не известно, в Каннах он не новичок. Премьера его первого полнометражного фильма «Вулкан» состоялась в 2011 году в секции Двухнедельник режиссеров, в дальнейшем эта экзистенциальная драма удостоилась 17 международных наград. Третья картина Рунара «Эхо» была отобрана в Cannes Atelier. Он также хорошо известен своими короткометражными фильмами, получившими более 100 международных наград. «Последний город» номинировался на Оскар в 2006 году, а «Маленькие птички» участвовали в Каннском кинофестивале и претендовали на премию Европейской киноакадемии в 2008 году.
Действие его последней работы – камерной драмы «Снова наступит рассвет», отличающейся практически «открыточным» визуальным стилем, – разворачивается в яркий летний день (или, возможно, ночь – в это время года солнце в Исландии практически не садится, и определить время можно только по часам). Жизнь главной героини Уны в одно мгновение переворачивается с ног на голову, и начинается поездка на американских горках эмоций, где границы между смехом и плачем, красотой и грустью стираются.
Для Рунарссона это очень личный проект. Сценарий он писал, основываясь на собственном опыте утраты близкого человека. Режиссер рассказал об этом специально для ПрофиСинема: «Я прошел через это дважды. Когда я был молодым, умер мой друг, и с тех пор я вынашивал идею воплотить свои переживания в кинематографическую форму. Это желание усилилось после ещё одной недавней потери. Тогда наконец мой замысел передать эмоции, которые бушуют в первый день после трагедии, обрел очертания. Повествование фильма концентрируется на коротком временном отрезке, когда человек проживает противоречивые эмоции словно в ускоренной съемке: смех сменяется слезами, а красота сосуществует с печалью».
События фильма разворачиваются в течение суток. Пятеро студентов проводят время вместе, пытаясь поддержать друг друга после смерти их общего друга. Он попал в аварию по дороге из Рейкьявика в Западные фьорды: в туннеле произошел взрыв, и все автомобилисты, находившиеся там в это время, погибли (огромная трагедия по исландским масштабам). По иронии он ехал туда, чтобы разорвать отношения с Кларой и объявить о своем романе с Уной. В результате обе девушки оказываются в одной компании, где каждая из них по-своему справляется с горем.
Любопытен саундтрек фильма. Помимо оригинальной музыки, в картине можно услышать две композиции, только зная названия которых, можно оценить глубину происходящего на экране: Hatrið mun sigra / «Ненависть победит» и Falskar ástir / «Лживые любови». Первая из них представляла Исландию на Евровидении в 2018 году. В фильме же она усиливает эмоции главной героини, когда она уже больше не может сдерживать слезы, и буквально скрючивается от боли.
Контраст между тяжестью утраты, когда кажется, будто завтрашний день не наступит, и городом, залитым солнцем, оттеняет внутреннюю драму героев. Начало фильма и финал происходят в одной и той же локации: на берегу моря, в той самой точке, где Рейкьявик перетекает в Сельтьярнарнес. И если в открывающей сцене герои счастливы и предвкушают счастливую совместную жизнь, то завершающая сцена подводит черту, и всем ясно: этим планам не суждено сбыться. Но жизнь должна продолжаться, и это словно подтверждает солнце, никогда не уходящее за горизонт. Свет манифестирует победу жизни над смертью и является прекрасной метафорой того, что победит всё же не ненависть, а любовь.