Канны 2024: «Фуриоса» – гонки в Пустоши без Безумного Макса
15 мая на 77 Каннском кинофестивале вне конкурса прошла мировая премьера постапокалиптического боевика «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» Джорджа Миллера. Приквел «Безумного Макса: Дороги ярости» получился еще более динамичным, 150 минут – почти одна сплошная гонка с невероятным количеством виртуозных трюков и эффектов, а Крис Хемсворт в роли Дементуса «украл» звание главной звезды фильма у Ани Тейлор-Джой.
«Фуриоса» – пятая часть франшизы – посвящена становлению юной Фуриосы, которая вынуждена выживать в опасном мире Пустоши. Спустя почти десятилетие знаменитая сага Миллера вернулась на набережную Круазет: предыдущая часть франшизы «Безумный Макс: Дорога ярости» открывала 68 Каннский кинофестиваль.
Новую ленту от компании Warner Bros. на утреннем показе в зале Люмьер встречали бурными аплодисментами, по окончании фильма – достаточно более сдержанными. Это можно списать не только на то, что зрители приходили в себя от приличной дозы экшена, но и на то, что все-таки по цельности истории, интриге (ее, по сути, и не бывает в приквелах) и драматургии фильм явно проигрывает картине 2015 года.
Действие «Фуриосы» развивается в выжженных солнцем пустынях после апокалипсиса, который превратил людей в безжалостных и безумных охотников за любой наживой, когда главной добычей становится вода и топливо, а главной слабостью – сострадание к ближнему.
Первый фильм австралийской медиафраншизы о приключениях Макса Рокатански вышел на экраны в 1979 году, и уже тогда полноценными героями истории стали не только люди-воины, сражающиеся за земли и продовольствие, но и их транспортные средства – мотоциклы, модифицированные машины и грузовики. Поэтому полноценным «саундтреком» истории становится рычание моторов. Французы же ласково называют фильмы франшизы «вестерном на колесах».
В новом фильме «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» рассказывается о юной Фуриосе, которую забирают из ее родного райского края под названием Зеленые земли, ее родную мать убивают, а сама она становится заложницей военачальника Дементуса и его банды байкеров. Фуриоса начинает планировать побег, чтобы во что бы то ни стало вновь найти дорогу домой. Миллер рассказывает, что картина – это, «несомненно, одиссея человека, которого вырвали из дома, и он проводит остаток своей жизни, пытаясь вернуться домой».
Орда байкеров Дементуса, устрашающая и безжалостная, прокладывают свой путь сквозь Пустошь и достигает Цитадели – надежного убежища для привилегированных людей, находящегося под контролем Несмертного Джо. Фуриоса оказывается втянутой в конфликт двух тиранов, сражающихся за господство над Цитаделью. И если в «Дороге ярости» Джо был антагонистом истории, здесь эта роль отводится Дементусу. Джо же становится отчасти союзником Фуриосы (что будет дальше, все, конечно, знают по первому фильму).
Несмотря на свой статус главной звезды и центра истории, Фуриоса смотрится намного бледнее Дементуса. И стоит признать, что Шарлиз Терон, сыгравшая главную героиню в прошлой картине, не только отчасти сама сконструировала ее образ (бритая голова – ее идея), но и подарила персонажу невероятную внутреннюю мощь и энергию, которые не настолько явно выражены у Фуриосы-Тейлор-Джой. Неузнаваемый Крис Хемсворт с пышной рыжей бородой, вставными зубами и протезом носа потрясающе убедителен в роли кровожадного злодея со склонностью устраивать показательные казни и саркастично издеваться над своими жертвами. Похоже, что это и правда был для Хемсворта удачный выбор роли, чтобы избавиться от вечного «клейма Тора» в своей фильмографии.
Над приквелом работали многие из команды «Дороги ярости», среди них – сценарист Ник Латурис, монтажер Маргарет Сиксел, дизайнер по костюмам Дженни Биван и композитор Том Холкенборг, известный как Junkie XL. Съемки проходили в Австралии и длились пять месяцев. Старт съемок несколько раз переносили по разным причинам, в итоге к ним приступили в июне 2022 года, а закончили в октябре того же года.
Самая яркая экшен-сцена фильма – 15-минутная «Лестница в никуда», на съемки которой, по словам продюсера фильма Дага Митчелла (из интервью Total Film), ушло 78 дней, в ней было задействовано около 200 каскадеров; а одна из самых запоминающихся сцен – финальный диалог между героями, который выделяется своей размеренностью на фоне безумного, рычащего моторами действа, показанного будто бы в быстрой перемотке.
Сейчас Джордж Миллер разрабатывает сценарий следующего фильма из серии «Безумный Макс», который также станет приквелом к «Дороге ярости».