ММКФ 2024: превратности первой любви в фильме «Четыре четверти»
24 апреля в рамках 46 Московского международного кинофестиваля состоялась премьера фильма «Четыре четверти» Евгении Тирдатовой. Это романтическая драма, снятая по одноименной книге Александра Юка. История первой любви, которая отнюдь не наивная и не типичная. А свежее прочтение романа и чистота образов представленных героев делает ее поистине уникальной.
С первых минут фильма зритель погружается в атмосферу начала 2000-х годов – на вечеринке школьники слушают Сплин «Мое сердце остановилось» и с упоением обсуждают «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера. Герои носят модные джинсовки и кеды того времени, а мобильные телефоны только-только начинают входить в обиход.
По сюжету Маша вынуждена переехать из родного Санкт-Петербурга в Москву. В новом городе она сразу же находит друзей, и один из них, Женя Мартов, станет ее самым близким другом и первой настоящей любовью. Но отношения их не будут безоблачными – герои столкнутся с непониманием взрослых, интригами в школе, личными проблемами и сложностями в принятии друг друга и окружающего их мира.
Здесь темы любви и искусства тесно переплетаются. Женя – талантливый художник, и несмотря на свой юный возраст, он создает настоящие шедевры, его работы выигрывают на международных конкурсах. И именно Маша становится его музой, его вечным вдохновением, его судьбой.
Как отмечают создатели, «книга "Четыре четверти" пропитана ностальгическим флером по ушедшей эпохе, и главной задачей фильма было эту атмосферу сохранить и передать».
Режиссер фильма Евгения Тирдатова в интервью рассказала, что главным для нее было избежать фальши: «Зритель должен быть погружен в атмосферу начала 2000-х. Это было сделать непросто, так как в Москве сейчас сложно отыскать место, не тронутое сегодняшним днем. Поэтому найти для одной из сцен поезд РЖД, который был бы похож на поезд того времени, оказалось непостижимой задачей. Приходилось исправлять все на постпродакшене».
Книга «Четыре четверти» совсем неслучайно стала бестселлером, причем среди читателей – далеко не только подростки, а все те, кто когда-то был влюблен. Роман Александра Юка во многом автобиографичен, может, поэтому в искренности написанного и снятого сомневаться не приходится. Автор отмечает, что «сохранил в романе в первую очередь то, что неподвластно времени и временам: безграничную любовь, истинную дружбу, верность, чистоту».
Удивительно, несмотря на то, что картина снята по книге, режиссеру удалось часть сцен воссоздать абсолютно без слов, полностью передавая эмоции и чувства героев: когда Женя смотрит на Машу и видит солнце в ее волосах и глазах, когда он согревает ее в лесу или когда они смотрят друг на друга на сокровенном таинстве в церкви.
Картина наполнена ощущением легкости и свободы – оно то совсем призрачное, то буквально проявляется в поступках влюбленных, которые решаются, невзирая на множество рамок и препятствий, быть вместе. Порой их юношеские порывы трудно объяснить, но все-таки легко понять – кто хоть раз не был отчаянно влюблен?
Герои взрослеют и меняются на глазах: спустя пару часов фильма ребячество, влюбленность и безудержная нежность в их глазах сменяются на глубокую, всепоглощающую заботу, преданность и благоговение друг перед другом – слишком «взрослые» чувства для подростков, но и слишком точные именно для этих героев.
Главные роли исполнили юные актеры Анастасия Ермошина и Пётр Безменов. В ролях родителей и учителей – звезды отечественного кинематографа Надежда Михалкова, Инга Оболдина, Любовь Толкалина, Андрей Ильин, Кирилл Гребенщиков, Ирина Пегова.
Настю Ермошину найти было непросто, но именно она оказалась идеальным воплощением литературного персонажа – с чуткой, ранимой и доброй душой. В ее глазах и правда читается открытость этому миру, а в сердце есть место только для одного.
Первая любовь и искусство – не единственные темы, которые затрагиваются в фильме. В сюжете красной нитью проходит тема взаимоотношений отцов и детей, связи поколений, их желания и возможности наладить диалог. Слово от взрослых персонажей здесь берет классный руководитель Маши и Жени в исполнении Надежды Михалковой. Это добрая и скромная учительница, главными задачами которой становятся не только дать детям знания, но и не позволить им «утонуть» в этом мире, подтолкнуть на правильный путь, не давая конкретных направлений, но мягко приободряя. Подростки это чувствуют и ценят, они доверяют ей, пожалуй, больше, чем сердобольным родителям, от которых поддержки и понимания добиться не так просто.
Съемки проходили в Москве и Санкт-Петербурге, причем в разные сезоны – лето сменяет весну, а за дождливой осенью следует снежная зима и Новый год. Однако помимо урбанистических пейзажей, в фильме много природы, и герои поразительно гармоничны, практически сливаются с ней.
В этой истории нет места воздушным замкам и безмятежному счастью. Здесь любовь не без ошибок, а герои то и дело сбиваются с пути. Их чувства задыхаются от реалий окружающего мира, а они порой не в силах сберечь свое хрупкое счастье. И все-таки это фильм о любви. Совсем неидеальной. Отчаянной. Порой несмелой. Глупой и жертвенной. Трепетной и глубокой. Она есть и будет в сердце каждого. Это фильм о любви. Точно о любви.