«Непобедимый»: кремень, а не человек!
Шпионский боевик «Непобедимый», прокат которого начинается с 23 октября, снят по мотивам книги Фридриха Незнанского «Начало охоты, или ловушка для Шеринга». Сценарий фильма был написан режиссером картины Олегом Погодиным, и с 2004 года он не раз претерпевал серьезные изменения, связанные в первую очередь с колебаниями в бюджете картины. Проект вообще неоднократно находился на грани закрытия. Первоначальный вариант истории предполагал съемки шести серий «Непобедимого», затем их количество сократилось до четырех. Итоговая версия, которую в скором времени представят на суд отечественного зрителя, достаточно сильно отличается от прежнего замысла.
Специальному агенту российской разведки Егору Кремневу не повезло – командировка на Мальту выдалась чрезвычайно жаркой. Во время первой же операции погибла вся его команда. Егору в одиночку приходится оберегать Михаила Шеринга, который, будучи секретарем одного беглого олигарха, украл сведения о том, как в России прорастают «цветы зла», т.е. отмываются деньги. Все подстерегающие Егора заговоры и засады кажутся мелочью по сравнению с хитростью и интеллектом Шеринга. Он вовсе не хочет возвращаться в Москву и раскрывать свои карты спецслужбам, поэтому так и норовит убежать от своего «перевозчика» и «телохранителя». Однако пуленепробиваемый, твердолобый обладатель говорящей фамилии Кремнев из любой передряги выходит непобедимым.
Не стоит искать в фильме политический подтекст, даже если таковой и имеется, процедура препарирования только испортит впечатление от легкого и вполне приятного боевичка с незамысловатыми диалогами (иногда претенциозными, но чаще смешными) и чуть затянутой демонстрацией бойцовских качеств Владимира Епифанцева, играющего непобедимого Кремнева. В картине все просто: либо дерутся, либо беседуют о судьбе России. В этом, собственно, и заключается конфликт двух характеров, двух противоположностей: «Ваньки-будьдога», который без перебоя будет «мочить всех в сортире», и «Мони» – псевдоинтеллигента. Однако оба они симпатичны, и можно с уверенностью утверждать, что дуэт Епифанцева и Астахова оказался удачным, – так мастерски они «нахимичили».
У фильма мрачноватый визуальный стиль, что связано с особой техникой постановки света польским оператором Томашем Августинеком, нетерпимым ко всему лишнему. Лазурная вода будет естественным образом блестеть на солнце, а ночной пожар в карельском лесу предстанет своего рода языческим обрядом жертвоприношения. В остальном же – никаких особенных красок. Да они и не нужны, ведь создавалось не пиротехническое шоу и не добрая светлая сказка.
Перед нами пример очень гармоничного, компактного жанрового российского кино. Результат адекватен намеченной цели, и за это отдельное «спасибо» авторам «Непобедимого».