Любить по-белому.
В этом году российский кинематограф празднует свое 100-летие – именно к этой знаменательной дате приурочен выход 9 октября в прокат картины «Адмиралъ», масштабной исторической драмы о событиях 1916 - 1920 гг., впечатляющей кинобиографии Александра Васильевича Колчака и, несомненно, трогательного рассказа о красивой беззаветной любви.
Кино, как и литература, не боится освещать «теневые» стороны истории: обнаруживать личные переживания, скрывающиеся за большой политикой, писать портреты великих женщин, стоящих за спинами выдающихся мужчин. Искусство свободно в интерпретации известных фактов. Создателями фильма «Адмиралъ» была проделана колоссальная работа по освоению эпохи перелома. О том, что они избегали исторической условности, свидетельствует пристальное внимание к передаваемой атмосфере и быту того времени. Таким образом, заявление режиссера картины Андрея Кравчука, что главный интерес для него и всей съемочной команды представляли «люди, их судьбы и такие понятия, как честь и достоинство», кажется заблаговременным извинением и страховкой от критики любого рода неточностей и анахронизмов, которые в фильме все-таки присутствуют.
Человек в «Адмирале» изображен ответственным за свои поступки и решения – таков Колчак (Константин Хабенский), не подчиняющийся переменившимся условиям жизни. Такова Анна Васильевна Тимирева (Елизавета Боярская), уверенно следующая зову любящего сердца. Под вихрем революции гнется только Россия, «краснеющая» и безжалостно истребляющая своих сынов. Надо отдать должное режиссеру и сценаристам, которые не стали предаваться безудержной критике советской власти. Однако без крайностей обойтись не удалось, авторы картины едва ли не каждым кадром восхваляли времена Российской Империи и поминали уваровские «православие, самодержавие, народность».
Метод популяризации патриотизма и религиозности напоминает извечный американский флаг в конвейерных блокбастерах, и это - не единственная заимствованная черта. Частностью являются прямые цитаты из «Титаника» режиссера Джеймса Кэмерона, целесообразность которых будто бы объясняется одним из сценаристов «Адмирала» Зоей Кудрей, сравнившей события 1916 - 1920 гг. с крушением легендарного лайнера. В более масштабном смысле впечатляет желание создателей фильма залезть, как заметил сопродюсер фильма Анатолий Максимов, «на отвесную стену» - соответствовать голливудским стандартам. Нельзя сказать, что им это не удается. «Адмиралъ» представляет собой технически очень качественную работу. Значим вклад приглашенного режиссера монтажа Тома Рольфа, работавшего ранее над такими картинами как «Девять с половиной недель» Эдриана Лайна, «Говорящие с ветром» Джона Ву, «Черный дождь» Ридли Скотта, «Таксист» и «Нью Йорк, Нью Йорк» Мартина Скорсезе. Сочетание ассоциативного монтажа и современных спецэффектов удачно подчеркивает следование кинематографическим традициям наряду с применением новейших информационных технологий.
Любовь на фоне разворачивающейся исторической драмы понятна и русскому зрителю, знакомому с лучшими историческими картинами советского периода, и американцам, гордящимся «Унесенными ветром» Маргарет Митчелл и без устали снимающим эпические мелодрамы. Создателям «Адмирала» остается ждать успешного проката, а любителям национальной патетики – первых киносеансов.