Венеция 2023: восхитительная фантасмагория от Йоргоса Лантимоса
1 сентября в основном конкурсе 80 Венецианского кинофестиваля прошла премьера фильма «Бедные-несчастные» / «Poor Things» Йоргоса Лантимоса. Режиссер уходит от привычных ему греческих трагедий и показывает своего рода фантасмагоричную сказку о докторе Франкенштейне, где его «чудовищем» оказывается красавица Белла в исполнении Эммы Стоун.
Йоргос Лантимос, греческий сценарист, режиссер и продюсер с 2009 года, когда его лента «Клык» победила в секции Особый взгляд в Каннах, участвует в конкурсах крупнейших фестивалей мира и получает номинации на Оскар. Критики всегда хорошо принимают его работы. Но такого успеха у режиссера еще не было. На специальном показе в рамках 80 Венецианского кинофестиваля для журналистов и представителей индустрии на титрах зал буквально взорвался аплодисментами.
Правда, и картин с таким размахом Лантимос не делал до сих пор. «Фаворитка», конечно, уже была не малобюджетной, с дорогим антуражем. Но «Бедные-несчастные» — настоящее большое кино с фантастической графикой, декорациями и костюмами.
В основе фильма одноименный роман шотландского писателя и художника Аласдера Грея 1992 года, адаптированный сценаристом Тони МакНамарой. Для главной героини Беллы Бакстер, ребенка в теле взрослой женщины, все ново и интересно – музыка, еда, слова, секс. Режиссер с безудержным восторгом следует за героиней в познании этого нового мира, предстающего перед зрителем в причудливом, искаженном виде.
«Создатель» Беллы – Годвин Бакстер (Уиллем Дефо), нелюдимый, сам смахивающий на Франкенштейна, гениальный хирург. А откуда появилась Белла – тайна, которая открывается зрителю позже, хотя намек на ее происхождение дает шрам у основания черепа, скрытый под растрепанными волосами. Она – экспериментальный проект Годвина, который «собрал» ее из тела беременной женщины-самоубийцы, бросившейся с Тауэровского моста в Темзу, и мозга ее нерожденного ребенка. С тех пор Белла небезосновательно называет его Богом (God – сокращенно от Godwin).
Лишь три человека знают о таинственном эксперименте: сам Годвин, экономка миссис Прим (Вики Пеппердайн) и Макс МакКэндлесс (Рами Юсеф) – молодой студент-медик, помощник Годвина. Последний очарован искренностью и жизнерадостностью Беллы и тотчас влюбляется в женщину, которая двигается и говорит как ребенок. С каждым днем ее словарный запас пополняется, а мышление заостряется, она открывает для себя новые вещи и новые удовольствия. Белла растет на наших глазах поразительно быстро – от младенчества, детства, отрочества до взрослой жизни – ее речь и язык тела меняются от сцены к сцене.
Когда Белла встречает хвастливого, очаровательного и распутного адвоката Дункана Уэддерберна (Марк Руффало), то не отказывается от его приглашения поехать с ним в европейское турне, полное чувственных удовольствий и приключений. Однако Уэддерберн ей достаточно быстро наскучил, а вот новые города – нет. И здесь стоит отметить потрясающую работу художников-постановщиков: визуальные концепции и стили варьируются от викторианского стимпанка до ретрофутуризма. Декорации и графика удивляют и поражают – Лиссабон, Александрия, Париж и другие города будто бы представляют собой сон ребенка, который перед сном листал книжку с яркими картинками.
А поразительное сочетание классической и электронной музыки, созданной английским пианистом, скрипачом, автором песен и композитором Jerskin Fendrix только усиливает сюрреалистический эффект от визуального ряда.
На пресс-конференции режиссер отметил, что ему жаль, что Эмма Стоун не смогла представить фильм на фестивале (из-за забастовки сценаристов и актеров США) и, в частности, сама рассказать о своем персонаже Белле Бакстер, у которой в картине много сексуальных сцен: «Прежде всего, секс – неотъемлемая часть самого романа, рассказывающего о свободе Беллы во всем, которая проявляется и в ее сексуальности. Для меня было очень важно снять фильм, который не выглядел бы ханжеским, так как это равносильно полному предательству главной героини. А на съемках мы должны были быть уверены, что Эмма не чувствует неудобств в отношении своего тела, наготы, участия в постельных сценах, и она сразу это поняла».
Фильм Лантимоса бросает смотрящим вызов каждым своим кадром, начинаясь как сюрреалистическая комедия он превращается в размышление о женской свободе, где главная героиня каждый раз задается искренними с точки зрения ребенка вопросами о сложном мире взрослых, иногда находя ответы на них, а иногда – нет. Это картина о женщине, открывающей себя заново, работающей над собой, но в строгом соответствии со своими собственными правилами.
В США, Канаде и ряде европейских стран картина выходит в кинотеатральный прокат 8 декабря с рейтингом R, до этого будет показана на нескольких фестивалях и наверняка попадет в номинанты всех крупнейших кинопремий, включая Оскар.
В России официальный показ не предполагается, так как правообладателем является Searchlight Pictures, принадлежащая теперь Walt Disney Company.