«Солнце будущего» в Каннах: два фильма в фильме от Нанни Моретти
24 мая в основном конкурсе Каннского кинофестиваля прошла премьера драмеди «Солнце будущего» Нанни Моретти. Итальянский режиссер, уже в 9 раз участвующий в каннском конкурсе, представляет картину, где грань между фильмами его героя и фильмографией самого Моретти стирается. Но не каждый зритель настолько знаком с творчеством автора, что поймет все отсылки.
В 2001 году Моретти получил Золотую пальмовую ветвь за пронзительную драму «Комната сына», и с тех пор каждый фильм режиссера включают в программу Каннского кинофестиваля. Два года назад Моретти также представил свою картину «Три этажа» в основном конкурсе Канн, став тогда одним из аутсайдеров в рейтинге кинокритиков журнала Screen с 1,5 баллами и не выиграв ни одного приза от жюри киносмотра.
Сценарий «Солнца будущего» написан Моретти, Франческой Марчиано, Федерикой Понтремоли и Валией Сантеллой. Сам режиссер играет Джованни – чудаковатого режиссера, который одержим своим новым проектом. Он сталкивается с кучей проблем, включая сокращение бюджета и споры с актерами и продюсером, которого играет Матье Амальрик.
Джованни во всем помогает его жена и сопродюсер фильма Паола (Маргарита Буй), которая уже устала от его истерик и упрямства и планирует развод. «Я хочу уйти от него, но не могу. Никогда не бывает подходящего момента», – говорит она своему психотерапевту.
Действие фильма в фильме, который снимает Джованни, разворачивается в 1956 году, в годы венгерской революции против коммунистической партии, где свою роль сыграла и Италия. Джованни планирует завершить картину самоубийством главного героя, однако в процессе работы он изменит «стратегию».
В «Солнце будущего» можно заметить и другой фильм в фильме: Паола берется еще за один проект – гангстерский, потенциально коммерчески успешный фильм, который яростно критикует ее муж, прочитав целую лекцию про этику насилия в кино.
В своей ленте Моретти будто бы пытается ответить сам себе на вопрос – что кино значит для зрителей, в чем заключается пресловутая «магия кинематографа» и какие фильмы стоит снимать. Однако оценить все шутки и отсылки в картине Моретти, не зная наизусть его фильмографию, непростое занятие. Хотя узнать актеров из предыдущих фильмов режиссера не составляет труда.
Моретти перевоплощается в гипертрофированную и чудаковатую версию самого себя и всей своей работой пытается сделать заявление и выступить против изменений, происходящих в современном кинопроизводстве. Отчасти это касается неприкрытого насилия в кино, включаемого в фильмы только для развлечения зрителей, излишнего применения спецэффектов, усиления значимости и влияния на киноиндустрию стриминговых сервисов. О последнем режиссер говорит в одной из сцен, где герой встречается с представителями компании Netflix.
На пресс-конференции Моретти подтвердил, что он критиковал не только Netflix, но и всех стримеров за «посягательство на кинематограф»: «Есть кое-что, что мне не нравится – некоторые режиссеры и сценаристы не просто делают выбор в пользу платформ, они преклоняются перед ними. Когда же я создаю фильм, то снимаю только для кинотеатров, где зрители могут увидеть его на большом экране, и я продолжаю писать сценарии и снимать проекты, думая только о кинотеатрах».
Как бы ни старался Нанни Моретти сделать полноценное высказывание о кинематографе и своих мыслях о влиянии кино на зрителей, его собственная картина, к сожалению, распадается на части. Фильм то теряет направленность, то делает шаг в сторону мюзикла, то – в сторону сюрреализма (эпизод со сном). А в финале зрителей ждет танцевальный номер с участием всех актеров из фильмов Моретти.