Канны 2023: «Похищенный» Марко Беллоккьо – иноверцы в Италии
23 мая на Каннском кинофестивале состоялась премьера фильма Марко Беллоккьо «Похищенный» / «Rapito», вошедшего в основной конкурс смотра. Последняя работа легендарного итальянского режиссера посвящена реальному инциденту, произошедшему в 1858 году, когда тайно крещеный еврейский мальчик из Болоньи был передан Ватикану.
Обладатель наград фестивалей Венеции и Берлина, частый участник основного каннского конкурса, Золотую пальмовую ветвь он еще не получал, почетная награда на Лазурном берегу ему была вручена два года назад. В фильмографии 83-летнего Беллоккьо более 30 полнометражных фильмов, он дебютировал в возрасте 24 лет с драмой «Кулаки в кармане». Его недавняя работа – эпопея о сицилийской мафии «Предатель» 2019 года – также была представлена в Каннах и стала настоящей жемчужиной в списке его работ. А популярность у телевизионной аудитории ему принес мини-сериал об итальянском политике Альдо Моро «Ночь на улице», основанный на реальной истории.
В своем новом фильме Беллоккьо также взялся рассказать реальную историю, только произошедшую более полутора веков назад, когда еврейский мальчик Эдгардо, обращенный в христианство, становится любимцем папы Пия IX.
Сценарий «Похищенного» Беллоккьо написал совместно с Сюзанной Никкьярелли в сотрудничестве с Эдоардо Альбинати и Даниэлой Чезелли.
«Впервые об истории Эдгардо Мортары я узнал из книги Витторио Мессори, глубоко католического и консервативного писателя. В своей работе он приводил доводы в защиту папы римского и причины, побудившие разлучить мальчика с семьей. Его книга проливает свет и на экзистенциальные парадоксы Мортары. Да, он отстаивал свою свободу, однако стал послушным католиком. На самом деле, изначально фильм должен был называться «Превращение», чтобы передать не только суть, но и внутренние конфликты Мортары», – говорит режиссер.
Фильм начинается со сцены, когда Анна (Аврора Каматти), служанка-католичка еврейской семьи Мортара, останавливается на лестнице и замечает, как ее работодатели Момоло (Фаусто Руссо Алези) и его жена Марианна (Барбара Ронки) читают молитвы на иврите над их новорожденным. Но вот спустя годы оказывается, что Анна в младенчестве тайно крестила Эдгардо. Служители Папы Римского забирают шестилетнего мальчика из отчего дома, чтобы дать ему католическое образование.
Ребенка увозят в Рим, разорвав его связь с семьей, и там для него начинается другая жизнь рядом с Ватиканом в качестве катехумена – новообращенного, который готовится к официальному священному крещению.
Момола делает все возможное, чтобы вернуть своего ребенка, выступая перед местной и международной прессой, которая настроена против папы римского и карикатурно изображает его страшным монстром-похитителем. Он даже заручается поддержкой раввинов и местных еврейских организаций. В то же самое время мальчик постепенно приобщается к католической церкви.
Несмотря на громкое дело, постоянное общественное давление, вызванное петициями и протестами, Момоло получает неутешительный ответ «Non possumus» («Это невозможно» или «Мы не можем»). И когда пройдет еще 10 лет и появится настоящая возможность вернуть Эдгардо, то у него уже будут совсем другие представления о том, где на самом деле находится его дом.
Главный вопрос к фильму «Похищенный» – почему же все душевные терзания и настоящая «борьба за душу» мальчика остается за кадром? Зритель практически не может понять, поддерживает ли Эдгардо какую-то связь со своей еврейской верой, либо уже видит себя только католиком. Пожалуй, можно отметить лишь эпизод со сном мальчика, в котором он вынимает гвозди из рук и ног статуи Иисуса Христа, позволяя ему вернуться к жизни, которая становится метафорой, несущей сразу несколько смыслов.
Особого упоминания заслуживает операторская работа Франческо Ди Джакомо, которая по-настоящему завораживает рембрандовской палитрой преимущественно темно-коричневых тонах и игрой света и тени, добавляющая драматизма в обостряющая тревожность.
Режиссер объясняет, что снял фильм не для того, чтобы высказать политическую точку зрения или выступить против католической церкви: «Я хотел поразмышлять о разнице между верой и догмой. Естественно, то, что пережил Эдгардо Мортара, не может произойти сегодня, в эпоху открытого диалога и современной политики Папы Римского. А в то время, действительно, католическая вера не подлежала сомнению. Но «Похищенный» ни в коем случае не политический фильм, и я не стремился натравить одну сторону на другую. Мне важнее – судьба этого человека, она вдохновляла меня на протяжении всей работы. И эмоции после прочтения его истории проложили путь к созданию фильма. Мои симпатии явно на стороне ребенка, который подвергся «религиозному насилию»».