Канны 2023: дуэт Джулианны Мур и Натали Портман в фильме «Неравный брак»
20 мая на Каннском международном фестивале состоялась премьера фильма Тодда Хейнса «Неравный брак» / «May December», включенного в основной конкурс смотра. Свою десятую полнометражную картину режиссер снял о двух женщинах, чьи личная и профессиональная жизни начинают размываться. Главные роли исполнили Джулианна Мур и Натали Портман.
За последнее десятилетие фильмы Хейнса третий раз участвуют в каннском конкурсе, в 2015 году Руни Мара получила награду в Каннах за роль в фильме «Кэрол», а в 2017 году картина «Мир, полный чудес» осталась без призов. 25 лет назад режиссер удостоился на Лазурном берегу награды за художественный вклад Best Artistic Contribution Award с фильмом «Бархатная золотая жила».
С Джулианной Мур у Хейнса сложилось плодотворное сотрудничество, она исполнила роли в его фильмах «Спасение», «Вдали от рая», «Мир, полный чудес», тогда как с Натали Портман он работает впервые.
«Сценарий фильма был «черном списке» лучших нереализованных сценариев Голливуда, и на него обратили внимание Натали и ее продюсерская команда. Она прислала его мне во время пандемии коронавируса, и у меня было достаточно времени, чтобы изучить текст, но не было предположений, когда индустрия снова заработает. В прошлом мы с Натали общались по другим проектам, но из этого ничего не вышло. Но этот сценарий Сэми Берча был совершенно особенным; он написан с такой захватывающей сдержанностью, умом и проницательностью в отношении персонажей, что я был заворожен», – рассказал Хейнс о начале работы с Портман.
По сюжету, чтобы подготовиться к своей новой роли, Элизабет (Натали Портман), известная голливудская актриса, отправляется в Джорджию для встречи с Грейси (Джулианна Мур), которую она должна воплотить на экране. Более двадцати лет назад отношения Грейси со школьником Джо (Чарльз Мелтон), который моложе ее на 23 года, обсуждали все таблоиды и вся страна. Май, декабрь — это идиома, обозначающая романтические отношения между двумя людьми со значительной разницей в возрасте.
Отношения женщин остаются напряженными на протяжении всего фильма. «По телевизору ты выглядишь намного выше, а на самом деле мы одного роста», – удивляется Грейси, приветствуя звезду в своем доме. В итоге творческое сотрудничество двух женщин не складывается. А Элизабет будто бы слишком старается перевоплотиться в Грейси.
Съемки картины «Неравный брак» заняли всего 23 дня, и в этот раз Хейнс не смог поработать со своим постоянным оператором Эдом Лахманом, поскольку номинированный на Оскар оператор «Кэрол» и «Вдали от рая» сломал бедро во время съемок своего предыдущего проекта (фильма Пабло Ларраина). «Неравный брак» снял Крис Бловелт, оператор Келли Райхардт и давний друг Хейнса.
«Учитывая ограниченное время съемок, нам необходимо было провести большую подготовительную работу, чтобы создать экранную химию между персонажами. Для Натали и Джули было очень важно проводить время вместе, потому что героиня Джули должна была воплощать образ, которому героиня Натали должна подражать на протяжении всего фильма. Это наложило на Джулианну огромную дополнительную нагрузку – необходимо было тщательно разобраться в том, какой была Грейси. Мы сделали все возможное, чтобы как можно больше времени провести вместе, разбирая сценарий и работая над отдельными сценами, но все равно не так много, как нам бы хотелось», – отмечает режиссер.
Тодд Хейнс в фильме ставит под сомнение выбор двух женщин на разных этапах их жизни, однако, может, из-за ограниченности во времени картине как будто много чего не хватает: ни темпа, ни эмоционального накала, ни развития сюжета. Режиссер оказывается в хорошо знакомой ему области – самоидентификации, общественном восприятии различных событий и двойственности социальных норм, но даже у поклонников Хейнса возникают вопросы к этой его киноработе.
Показ в конкурсной программе Канн и благосклонный прием фильма прессой позволил продать его почти в два раза дороже первоначальной цены, которая составляла 6 миллионов долларов. В торгах участвовало несколько компаний, в том числе Neon, но из-за высокой конкурентной борьбы ставки стали повышаться и победителем вышел Netflix, получивший права на прокат в Северной Америке за 11 миллионов долларов, что стало первой крупной сделкой по фестивальным фильмам в этом году. Стриминговый сервис надеется выдвинуть «Неравный брак» осенью на Оскар, пишет Deadline.