Канны 2023: «Черные мухи» - ад на земле, или будни парамедиков
18 мая на 76 Каннском международном кинофестивале состоялась премьера драмы Жана-Стефана Совера «Черные мухи» / «Black Flies», которая участвует в основном конкурсе смотра. Главные роли в фильме о молодом нью-йоркском фельдшере, который на новой работе ежедневно сталкивается со смертью, несправедливостью и насилием, исполнили Тай Шеридан и Шон Пенн.
«Черные мухи» – англоязычный кинодебют французского режиссера, экранизация одноименного романа Шеннона Берка. Совер – не новичок на Каннском кинофестивале: в 2008 режиссер получил здесь приз Regard Hope Award за военную драму «Джонни – Бешенный Пес» по роману Эммануэля Донгала, который он сам адаптировал. На этот раз Совер поставил фильм по сценарию Райана Кинга.
Действие картины происходит в основном в районе Бушвик в Бруклине. Фильм рассказывает про молодого парамедика скорой помощи Олли Кросса, пытающегося справиться не только с морально изнурительной работой, но и личными проблемами. «Выгорание» в итоге меняет его взгляд на мир, окружающих и самого себя.
«В книге Шеннона Берка события развиваются в 1990-х годах в Гарлеме, в эпоху крэка, оружия, уличных банд и СПИДа. Я ставил главной целью адаптировать эту историю к сегодняшнему времени, поэтому перенес действие из Гарлема в Бруклин. Здесь, в некоторых районах, до сих пор царит похожая атмосфера, – рассказывает режиссер. – Реальность в ее документальной форме важна для меня как повествовательный инструмент для создания художественно выразительной картины. Мне нужно по-настоящему поверить в описанные ситуации, чтобы их снимать. Именно поэтому перед началом работы над проектом я встретился с автором и выслушал его историю. Вторым шагом было надеть униформу работника скорой помощи и самому пережить различные случаи из практики, которые можно теперь увидеть в фильме – это стало возможным благодаря больнице Уайкофф в Бруклине».
Шон Пенн играет закаленного работой ветерана-парамедика Джина Рутковски, который вводит начинающего Олли в курс дела. Шеридан и Пенн, как и режиссер, тоже были глубоко погружены в процесс исследования профессии: они наблюдали за работой нью-йоркской бригады скорой помощи, выезжая с ними на вызовы по пятницам и субботам в течение двух с половиной месяцев, прежде чем начались съемки фильма.
«Актеры произвели на меня большое впечатление своей самоотверженностью. Работать с Шоном Пенном – настоящая привилегия для любого режиссера, он воплотил своего персонажа на экране так, будто сам пережил все его эмоции и опыт. То же самое касается Тая Шеридана, который, несмотря на юный возраст, уже сделал завидную карьеру в кино, он полностью раскрепостился на съемках, без всякого страха раздвигая границы своего актерского таланта», – отметил Жан-Стефан Совер.
С одной стороны, это классическая голливудская драма, когда «парень постарше, умудренный опытом» берет шефство над новичком, пытающимся пережить тяжелые будни на грязных улицах Нью-Йорка, которые с каждым разом становятся все страшнее. Совер показывает, что реальность, в которой существуют парамедики, убивает чувствительность и милосердие в них.
С другой стороны, режиссер перебарщивает с описанием мира нью-йоркских парамедиков: здесь он представляет собой настоящий хаос под какофонию сирен скорой помощи, криков раненных, жертв или наркоманов и звуков города, который вряд ли когда-либо будет другим. И к концу двух изнурительных часов фильма с цикличным повествованием зритель может вынести для себя совсем немного, лишь очевидное: нельзя стать ангелом, когда проводишь каждый день в аду.
«Черные мухи» – безжалостный и мрачный фильм, который временами трудно смотреть, но который оправдывает свое название. «Остерегайся черных мух! Они первыми улавливают запах смерти», – говорит новый напарник герою, когда они приезжают на очередной вызов, а в квартире их ждет разлагающееся тело. Это метафора, которой режиссер передает всю работу сотрудников скорой помощи, именно они зачастую первыми «чувствуют запах смерти». А на вопрос, справятся ли они со своей работой, со своими демонами и своей жизнью, почувствовав этот запах, – Совер буквально не дает ответа, хотя финал более чем говорящий.