Берлинале 2023: «Ингеборг Бахман: путешествие в пустыню» вместе со зрителем
19 февраля в основном конкурсе 73 Берлинского международного кинофестиваля / 73rd Berlin International Film Festival прошла премьера новой ленты классика немецкого кино - 80-летней Маргарет фон Тротта «Ингеборг Бахман: путешествие в пустыню» о знаменитой австрийской поэтессе и писательнице.
Одной из ведущих женщин-режиссеров Германии и яркой представительнице немецкой новой волны Маргарет фон Тротта не привыкать к историям о женщинах, которые, как и она, бросали вызов условностям в среде, где доминируют мужчины. Будь то история жизни и смерти революционерки Розы Люксембург в одноименной картине, философа-новатора Ханны Арендт или средневековой монахини – лучшие фильмы фон Тротта описывали неординарных героинь, которые отказываются подчиняться гендерным и социальным нормам.
Вне всякого сомнения, это относится и к Ингеборг Бахман, которая демонстративно жила в оппозиции со своим временем и в итоге заплатила за это высокую цену, скоропостижно скончавшись в возрасте 47 лет. Изящно смонтированное, но довольно медленно развивающееся историческое кино повествует о драматичном и обреченном на провал романе Бахман со швейцарским драматургом Максом Фришем и о путешествии, которое поэтесса совершает в пустыню, чтобы забыть о любви и, возможно, снова обрести себя.
После краткого пролога, где мы видим страдающую от любви Бахман, зрителям открывается череда воспоминаний, подводящих к двум важнейшим событиям в жизни поэтессы. В роли Ингеборг Бахман люксембургская актриса Вики Крипс, которая блестяще справилась с довольно сложной и объемной ролью, создав образ внешне мягкой, но внутренне твердой женщины. А их дуэт с Рональдом Зерфельдом в роли Макса Фриша очень органичен.
Одним из них является ее путешествие в сопровождении молодого писателя и режиссера Адольфа Опеля (Тобиас Реш) в Египет, где героиня стремится преодолеть депрессию, которая съедает ее заживо.
Вторая сюжетная линия раскрывает совместную жизнь Бахман с Фришем, которая начинается очаровательно как роман, но заканчивается острой и непримиримой конфронтацией двух творческих личностей. Бурное и страстное начало быстро оборачивается скукой и раздражением: Фриш хочет, чтобы Бахман стала его музой, поселилась в его безупречной обители в Цюрихе и занималась хозяйством, пока он творит. А поэтесса не может и не хочет этого принять, сбегает в теплый и яркий Рим, где заводит небольшую интрижку с композитором Гансом Вернером Хенце (Бэзил Эйденбенц). Но она все же не может не вернуться к ревнивому нарциссу Фришу, которого искренне любит, несмотря на все его недостатки.
У Бахман есть серия из пяти лекций, в которых она задавались вопросом, как писатель взаимодействует с миром на философском уровне. Для Маргарет фон Тротта, основой кинематографического и философского стиля которой является разрушение границ пространства и времени, это становится отправной точкой ее личного творческого путешествия вместе с героиней, очень близкой ей по духу.
Центром писательского мира поэтессы становится ее рабочий стол, в то время как она живет более или менее «обычной жизнью», ходит в театры, рестораны, путешествует, слушает музыку, подписывает книги. Таким образом, внутренняя мытарства писательницы выливаются в физическое броуновское движение, а ее интеллектуальные страдания – в осязаемый опыт.
Бахман могла бы быть любой женщиной, разрывающейся между своим творческим, мыслящим «я» и мечтой о счастливой семейной жизни; любой женщиной, которая находится в токсичных отношениях. «Ингеборг Бахман: Путешествие в пустыню» – это, несомненно, феминистская история, отфильтрованная через реальную жизнь.
Мировые права у The Match Factory.