Берлинале 2023: «Когда-нибудь мы расскажем друг другу все» — страсти по Достоевскому
17 февраля в основном конкурсе 73 Берлинского международного кинофестиваля / 73rd Berlin International Film Festival прошла премьера новой ленты немецко-французско-иранского актрисы и режиссера Эмили Атеф — «Когда-нибудь мы расскажем друг другу все» / Irgendwann werden wir uns alles erzählen.
Эмили Атеф обратилась к популярному в Германии роману Даниэлы Крин 2011 года. Писательница сама переработала книгу в сценарий, сохранив название, вдохновленное страстной речью Алексея «у Илюшина камушка» в финале «Братьев Карамазовых» о том, что в день Страшного суда мы «непременно восстанем, непременно увидим и весело, радостно расскажем друг другу все, что было».
Любовная драма на фоне исторического события геополитического масштаба - воссоединения Германии - происходит летом 1990 года. Рассказ об эротической одержимости и моральном выборе начинается на золотых полях Тюрингии. Падение Берлинской стены отзывается в каждой немецкой семье (даже казалось очень далекой от столичных проблем) болью и надеждой. Атеф, не будучи этнической немкой, смогла отрефлексировать эту проблему как настоящий художник, усмотрев в ней мифологические и культурные трагические параллели.
Место действия — хутор, на котором мирно живет несколько поколений трудолюбивых фермеров. Жизнь незатейливая, однообразная, физически утомительная, но простая, спокойная, гармоничная. Чтобы поддерживать ферму приходится работать, не покладая рук, всей семьей. Тем не менее сыну-подростку Йоханнесу они прочат другое будущее – учебу в Западной Германии. И даже стараются понять его увлечение фотографией и желание учиться в художественном колледже.
Девушке Йоханнеса Марии разрешается жить с ним на чердаке: мечтательная барышня прогуливает школу, целыми днями бродит по полям и читает Достоевского. Что сразу вносит в идиллическую пасторальную картину тревожные нотки.
Вскоре Мария встречает соседа - красивого и дьявольски загадочного фермера «в полном расцвете сил» Хеннера. Героев неумолимо тянет друг к другу. Между ними возникает молчаливая страсть, жесткая, грубая. Юная девушка именно так чувствует любовь и начинает носить тонкий шелковый шарф, дабы скрыть синяки на шее.
Атеф много размышляет о гневе, силе и подчинении в сексе, непризнанной боли в желании и удовольствии, мужской ярости и ненависти к себе. И эта гамма переживаний дополняется острым чувством вины, которую начинают испытывать герои.
Вообще, рефлексируют в этом фильме буквально все, и у каждого есть на это свои причины (не зря же писательница поклонница Достоевского). И оказывается, что эти чувства неотделимы от истории страны и порой ею обусловлены. Мрачный одинокий фермер Хеннер испытывает вину перед умершей матерью за свое рождение в результате изнасилования русскими солдатами в конце войны. И кажется, что томик красивых, но грустных стихов австрийского поэта Георга Тракля, покончившего с жизнью в результате депрессии, только усугубляет положение.
Пожилые родители выглядят виноватыми, когда приезжает старший сын, много лет скрывавшийся от штази на Западе. Прошлое неумолимо давит на настоящее, и только молодые герои пока этого не понимают.
Отдельно стоит сказать об операторской работе. За камерой Армин Диерольф, опытный оператор за плечами которого не один десяток фильмов и сотрудничество с Эмили Атеф на ее предыдущем фильме. Яркость и буйство красок изобильной Deutschland Mutterland подстать молодой селянке, у которой еще все впереди.
Продажами фильма на EFM занимается The Match Factory.