Берлинале 2023: «Иди ко мне, детка» - легкое, но острое начало
16 февраля в немецкой столице состоялась торжественная церемония открытия 73 Берлинского международного кинофестиваля / Berlin International Film Festival, который продлится до 26 февраля. Фильмом открытия стала снятая вне голливудской студийной системы американская романтическая комедия «Иди ко мне, детка» / She Came to Me Ребекки Миллер с Энн Хэтэуэй и Питером Динклэйджем из «Игры престолов» в главных ролях.
Ребекка Миллер представляет в Берлине уже третий проект: в 2009 мелодраму «Частная жизнь Пиппы Ли» в основном конкурсе. А в 2016 году в секции Панорама прошел показ ее ленты «План Мэгги», премьера которой состоялась в Торонто.
Сценарий фильма режиссер написала самостоятельно, и, комментируя замысел на утренней пресс-конференции, назвала его исследованием любви во всех ее формах: «Любовь и ненависть — два величайших мотиватора для людей. Очевидно, что любовь во всех отношениях лучше, и я искренне считаю, что она способна преображать людей и менять траекторию их жизни».
В фильме переплетаются несколько сюжетных линий очень разных героев: композитор (Динклэйдж), страдающий от экзистенциального кризиса и заново открывающий для себя музыку после мимолетной авантюрной связи; пара симпатичных подростков, которые борются за то, чтобы доказать родителям, что их юная любовь может длиться вечно; женщина, у которой, казалось бы, есть все, но самым неожиданным образом ее настигает любовь.
В начале картины Миллер мечется между двух разных миров: роскошным фойе оперного театра, где нахохлившейся и депрессионный герой Динклэйджа прячется от людей за горшками с растениями, и скромным загородным домом простого семейства. Отец (Брайан Д'Арси Джеймс) – стенографист в суде, проводящий все свободное время на полях Гражданской войны, переодеваясь мундир пехотинца Армии Союза в реконструкциях, постоянно начищает свою винтовку системы Спрингфилд. А ведь мы с вами хорошо знаем чеховское: «Если в первом акте на сцене появилось ружье, то в третьем оно обязательно должно выстрелить». Режиссер тоже, судя по всему, помнит об этом, но обыгрывает уже по-новому, в постмодернистском ключе.
Постепенно мир фильма начинает расширяться, затягивая в сюжет все новых, и все более неожиданных персонажей с их сложными коллизиями, решенными в остроумной манере Миллер.
Миллер тонко переплетает судьбы при помощи случайных совпадений. Благодаря удивительной химии безупречного актерского состава, — особенно следует отметить роли Динклэйджа и Хэтэуэй. Располагая своих персонажей так, словно они причудливая партитура к сложной комедии или бурном романе, режиссер закручивает сюжет, в котором, неожиданным образом, подлинной мудростью обладают лишь самые младшие герои повествования. Фильм — будто «Ромео и Джульетта», поставленный на фоне современной Америки в тональности народной баллады. Всем, кому, как и капитану Катрине, посоветовали воздержаться от ромкомов, «Иди ко мне, детка» предлагает прекрасную возможность возродить свои отношения с этим жанром.
Что фильм хочет сказать своим зрителям? К примеру, что найти настоящую любовь можно и в 11 утра в баре. Что опера о капитане лодки в кожаной юбке может стать хитом. Что настоящая любовь может прийти к каждому и в 16, и в 60 лет. Что дорогая сердцу женщина в любом возрасте может быть самой желанной. И что жизнь, проведенная в море, — это жизнь подлинная.
Режиссеру удивительным образом удалось совместить практически все пункты современной общественной повестки и не скатиться в назидательную социальную драму. Приходится признать, что это практически идеальный фильм открытия Берлинского фестиваля, с одной стороны, соответствующий формату смотра, с другой достаточно легкий и развлекательный для светского мероприятия.
В отечественный прокат ленту выпустит 20 апреля компания Парадиз.