44 ММКФ: потерянный рай в фильме «Мария. Ангел океана»
31 августа в рамках основного конкурса 44 Московского международного кинофестиваля прошел показ шри-ланкийской ленты «Мария. Ангел океана» Аруна Джаяварданы. В центре сюжета — рыбацкое судно, команда которого обнаруживает в море секс-куклу, после чего между моряками разрастаются распри и недоверие.
Пожалуй, этот фильм можно считать одним из наиболее ярких открытий смотра: кино с острова, лежащего в тени индийского субконтинента, не так часто фигурирует в программах крупных фестивалей, тем более — в конкурсных секциях. На периферии глобального кинематографического мира отборщики ММКФ смогли заметить мастерски сделанную картину, авторы которой, осознанно или нет, пошли против течения, сложившегося в культуре глобализованной части человечества.
Ангел океана — название пестро раскрашенного судна, на котором добывает улов команда рыбаков. Закаленные телом и духом, они будто срослись с водной стихией; сама попытка представить их на суше, кажется, обречена на провал. Сложившееся на борту мужское братство представляется своеобразным образом рая, обитатели которого не ведают зависти и распрей.
Марией рыбаки нарекают секс-куклу, которую течение приносит к их кораблю. Именно она станет яблоком раздора, источником конфликтов и недоверия между членами команды.
Предвестником беды — появления резиновой женщины на корабле — становится парень, тайно приникший на борт в надежде попасть в заветную Австралию. К счастью для него, он оказывается неплохим поваром и худо-бедно вливается в коллектив. Однако, душой парень живет в далекой и, кажется, выдуманной им Австралии с ее кулинарными шоу, гаджетами и прочими благами цивилизации. Именно пассажир-нелегал объявит рыбакам, что выловленная ими женщина — несомненно австралийского производства.
В то время как со стороны глобального человечества все чаще раздаются призывы к борьбе с «токсичной маскулинностью» и «объективацией женщины», подобный сюжет может показаться дерзновенным вызовом сложившемуся консенсусу. Образ рая здесь показан через классическое мужское братство; а единственным женским образом в картине становится резиновая кукла, к тому же ставшая причиной утраты этого рая.
Стоит сразу высказаться в защиту ленты: дело не в резиновой женщине, но в симулякре счастья, который она представляет. Соблазнительное тело без человеческого содержания — квинтэссенция культа потребления, такого утоления собственных потребностей, при котором человек все больше удаляется от самого себя. Секс-куклу обитатели корабля рассматривают с настороженностью, страхом и очарованием. Им предстоит сделать выбор между самим собой и иллюзией — будь то иллюзия благоденствующей Австралии или красотки с четвертым размером. Постановщик Аруна Джаявардана мастерски демонстрирует зрителю динамику этого непростого внутреннего процесса, внешне явленную в полутонах, режиссёрских акцентах и актерских оценках. С помощью точно выверенных штрихов и деталей автор на основе анекдотичной истории разворачивает перед зрителем глубокое и вдумчивое исследование человека, которое смотрится на одном дыхании. И просмотр этот, кажется, продолжается даже после того, как погаснет экран и в зале включится свет.