Канны 2022. Нефть, секс и новый колониализм в «Звездах в полдень» Клэр Дэни
Одним из ожидаемых фильмов 75 Каннского кинофестиваля была драма «Звезды в полдень». Режиссер фильма Клер Дени – признанный мастер французского авторского кино. В начале 2022 года она получила Серебряного медведя за лучшую режиссуру на прошедшем Берлинале за картину «Обе стороны лезвия».
Сара Маргарет Куэлли играет Триш, журналистку из США, приехавшую в столицу Никарагуа в качестве внештатного сотрудника одного из изданий о путешествиях. Ее опрометчивая статья, где она вскользь упомянула коррупцию в верхних эшелонах власти вызвала ярость у политического руководства страны и неудовольствие редактора. Триш остается без работы, у нее нет средств выехать на родину, и ей приходиться слоняться по барам роскошных отелей: «50 долларов США, и я готова переспать с вами в любой момент». Таким же образом она покупает покровительство местных властей: мелкого полицейского начальника (Ник Романо) и стареющего правительственного чиновника. Триш продает себя за деньги, но за маской циничной проститутки постоянно проглядывает детская беспомощность. Героиня Маргарет Куэлли мечтает покинуть Никарагуа и одновременно не хочет этого делать.
Однажды, в баре одного из таких отелей Триш встречает элегантного англичанина Дэниэля (Джо Элвин), он говорит, что занимается энергетическим бизнесом. Он покупает ее услуги на вечер. Купленный секс превращается в занятие любовью. У них возникает взаимная симпатия, перерастающая в роман. Дэниэль оказывается не тем, за кого себя выдавал, его начинают преследовать и местные полицейские и агенты ЦРУ. А Триш видит в партнере и защитника, и ребенка, которого надо опекать.
«Звезды в полдень» – это адаптация романа Дениса Джонсона 1986 года, действие которого происходило в Никарагуа во время сандинистской революции начала 80-х. В фильме место осталось неизменным, но перенесено в наши дни, пандемия усиливает напряженность жизни в городе, и так находящемся на военном положении.
Помещая запутанное повествование о политических интригах, корпоративном шпионаже, новом колониализме на сорок лет вперед Клер Дени магическим образом смешивает приметы разных десятилетий – телефон с дисковым набором, интерьеры даже не 80-х, а скорее 60-х соседствуют с суперсовременными и даже футуристическими медицинскими приборами для контроля температуры. Все это создает ощущение состояния вне времени, будто вчера никогда не было, а завтра никогда не наступит. Герои, загнанные в ловушку границ одной, существующей, кажется, в особой вселенной страны, пытаются сбежать, но каждый раз безуспешно. Фильм подобен лоскутному одеялу – секс, дождь, яркое солнце, вечер, ночь, секс, тропические джунгли, опять дождь, разбитая проселочная дорога, прямое асфальтированное шоссе, секс, затем снова яркое солнце.