Канны 2022: «Убойный монтаж» - зомби пост- постмодернизм
17 мая юбилейный 75 Каннский кинофестиваль открыл фильм «Убойный монтаж» / «Final Cut» французского режиссера Мишеля Хазанавичуса. Блестящая, непредсказуемая пост- постмодернисткая комедия получила резко противоположные оценки критиков. Часть рецензентов считают ее безусловным успехом, а другие упрекают в чрезмерности и даже излишней натуралистичности и легковесности. Споры – верный признак хорошего кино.
История названия картины, которая является ремейком японской малобюджетной хоррор-комедии «Зомби одним планом», заслуживает отдельного фильма: изначально лента называлась «Z (значит Z)» / «Z (comme Z)», но из-за буквы Z, ставшей неофициальным символом российской спецоперации, Украинский институт призвал режиссера и организаторов Каннского кинофестиваля изменить название. Сначала Хазанавичус ответил, что «слишком поздно» за несколько недель менять французское название, но затем изменил решение.
Фестивальная история тоже не простая. Первоначально фильм планировалось показать на Сандэнсе в январе, прежде чем фестиваль в Юте в последнюю минуту не ушел в онлайн. В результате «Убойный монтаж», комедия о том какие порой нетривиальные задачи решают киношники на съемках, стал фильмом открытия юбилейных Канн.
Фильм снимали в прошлом году в Париже. Главные роли в картине сыграли Ромен Дюрис и Беренис Бижо.
На самом деле, лучше всего идти смотреть «Убойный монтаж» ничего не зная о его сюжете. Достаточно того, что это постмодернисткая комедия, пародия с множеством смыслов, завернутая в нестандартный фантик зомби хоррора. Однако, законы написания обзоров требуют описать сюжет, поэтому мы продолжим.
По сюжету небольшая и не особо профессиональная съемочная группа берется снимать малобюджетный экспериментальный фильм о зомби. Однако во время съемок все идет не по плану – ведущая актриса плохо играет, а на саму группу внезапно нападают настоящие зомби.
«Убойный монтаж» состоит из двух частей. Первые полчаса зрителя ждет второсортный фильм ужасов, про то, как снимается … фильм ужасов. Актеры изо всех сил пытаются изобразить страх, зомби с плохим гримом отвратительно играют, а режиссер, не в силах вынести весь этот кошмар, впадает в истерику, когда на них нападают настоящие зомби, на экране начинается полный бедлам. У автора этих строк начинают возникать сомнения в том действительно ли он сидит на открытии Канн, или, может быть, он ужасным образом перенесся на просмотр какого-то фестиваля хоррор-муви. Часть особо нетерпеливых зрителей уже начинает уходить. И тут внезапно сюжет фильма возвращается на месяц назад. Вдруг вся сумятица на экране начинает обретать смысл и глубину.
«Убойный монтаж» - ремейк культового японского фильма 2017 года «Зомби одним планом!» Синъитиро Уэды. Он получился заметно более эксцентричным, чем оригинал, с шутками о покровительственном и стереотипном европейском отношении к азиатам. «Убойный монтаж» открывает нам новую сторону таланта Хазанавичюса. Это конечно, не полный утонченности и блеска «Артист», которым режиссер прославился более 10 лет назад. «Убойный монтаж» гораздо ближе к его шпионскому сериалу OSS 117. Но это мило, очаровательно глупо и нелепо, очень смешно, хотя и местами, весьма своеобразным «омерзительным» способом.