Пацифизм, гомосексуализм, католицизм: в Торонто прошла премьера нового фильма Теренса Дэвиса
13 сентября в рамках 46 Международного кинофестиваля в Торонто состоялся премьерный показ картины «Благословение» — биографии поэта Зигфрида Сассуна, поставленной британским режиссером Теренсом Дэвисом. Главные роли в фильме исполнили Джек Лауден и Питер Капальди.
Байопик повествует об английском солдате и поэте, который был награжден за храбрость на Западном фронте и запомнился миру стихами о Первой мировой войне. Зигфрид Сассун стал центром несогласных в вооруженных силах, выступив с одиночным протестом против продолжения войны.
Действие картины начинается в 1914 году: талантливый поэт возвращается с войны и окунается в мир буржуазного общества. Тема войны становится ключевой в фильме — режиссер активно использует хронику, монтируя солдат со стадом разъяренных быков. Флешбеки то и дело всплывают в памяти Зигрифида: для них Дэвис выбрал оригинальную форму — герой сидит напротив проектора, и жуткие военные кадры транслируются в том числе на его лице. Буржуазный мир полон искушений: так герой встречает актера Айворо Новелло, ярко исполненного Джереми Ирвином. Отношения между двумя мужчинами становятся органичным продолжением военной темы: страсть и ненависть буквально сжигают героев. Атмосфера враждебности прекрасно отражена в диалогах, которые они ведут: в каждой фразе мужчины стремятся сделать друг другу больнее.
В конце концов Зигфрид разрывает порочный круг и женится на женщине, заводит ребенка, но и в браке не находит покоя — через 10 лет Зигфрид разводится и отправляется в уединение. В конечном счете герой обретает себя в церкви, и лишь там находит благословение. Эта деталь особенно поразительна в контексте биографии режиссера: будучи воспитанным в католической семье, сам он является убежденным атеистом.
Теренс Дэвис, отмеченный призом ФИПРЕССИ в Каннах в далеком 1988 году, много лет вынашивал идею байопика — на написание сценария в общей сложности понадобилось более 5 лет. Однако, производство пришлось отложить из-за пандемии — съемки были запланированы на конец марта 2020 года. Отдельного внимания заслуживает скрупулезное воспроизведение деталей эпохи: режиссер провел потрясающую реконструкцию времени с точки зрения работы с реквизитом, костюмами, интерьерами.