Торонто 2021: вампиры умирают от любви в фильме «Пульсирующая кровь»
10 сентября в рамках 46 Международного кинофестиваля в Торонто прошла премьера фэнтезийного фильма «Пульсирующая кровь» / «Kicking Blood» канадского режиссера Блейна Турье. Картина вошла в программу Современное мировое кино наряду с российской драмой «Разжимая кулаки» Киры Коваленко и «Купе номер 6» финского режиссера Юхо Куосманена.
Вампиры Блейна Турье не похожи на героев фильмов «Интервью с вампиром» Нила Джордана или «Выживут только любовники» Джима Джармуша, в них нет ни капли аристократичности или загадочности, они, скорее, напоминают студентов-хипстеров, которые по вечерам тусят в пабах и на модных вечеринках и высматривают себе подвыпивших жертв. Режиссер переосмысливает мифологию вампиров, пытается придумать драматичные повороты сюжета, но у него не получается ничего, кроме мелодрамы в духе «Сумерек»: где «хорошие» вампиры влюбляются и хотят измениться, а «плохие» делают все, чтобы разлучить их с возлюбленными.
Вампир Анна каждый вечер выходит на охоту с двумя своими друзьями – Ниной и Борисом. Они отлавливают незадачливых пьяниц в барах или не слишком внимательных прохожих, которые с легкостью оказываются в их сетях. Они расправляются с ними безжалостно и …кроваво. Но вот Анна становится грустнее день ото дня, она разочарована вечной жизнью и устала от людей, да и от друзей-вампиров. Единственное, что радует ее, так это работа в библиотеке и забота о единственной смертной подруге – пожилой коллеге Бернис, она тяжело больна и ее дни сочтены.
Анна полностью поглощена работой и всю любовь отдает книгам. До поры до времени – пока не встречает Робби, у него проблемы с алкоголем, работой, семьей, и он нуждается в помощи. Анна берет его под свое крыло, а заодно и влюбляется. По всем законам жанра ее коллеги-кровососы захотят «поужинать» Бобби и вернуть на охоту Анну. Но та решает больше никогда не пить человеческую кровь и предпочтет голодную смерть в объятиях любимого. Но смерть ли? Режиссер находит выход в самой, казалось бы, безвыходной ситуации. Однако лучше обойтись без спойлеров финала истории.
Турье добавляет новую черту в вампирское фэнтези: он сравнивает вампиров с наркоманами, причем очень прямолинейно. Вампирами движет не столько необходимость выпить крови, чтобы продолжать существование, сколько желание, как выражается один из героев истории, «напиться до чертиков и словить кайф».
Большая часть фильма посвящена исследованию колоссальных различий в чувствах и мировосприятии между вампиром и человеком: для Анны все, что делают люди, нелепо и неразумно – Робби, пытающийся бросить пить, или Бернис, живущая на таблетках, чтобы хоть немного отсрочить неизбежную смерть. Ее позиция по отношению к человеку и миру вокруг отличается нигилистической направленностью и даже пренебрежением. Но, как только Анна перестает пить человеческую кровь, к ней возвращается радость от обыденных вещей, теперь она без опасений может нежиться на солнечном свете, чего раньше не могла себе позволить.
Главную роль сыграла молодая актриса Аланна Бейл, и это, пожалуй, единственная хорошая актерская работа. Остальные на ее фоне смотрятся слишком блекло.
Из положительных сторон фильма стоит отметить работу оператора – Джонатан Клифф превращает маленький город в туманный лабиринт с улицами кроваво-красных фонарей, а сценам в комнатах с вампирами придает клаустрофобические вибрации. Все это дополнено эффектными эклектичными партитурами Охада Бенчетрита и Джастина Смолла со скрипками и синтезаторами. Но сам фильм напоминает плохую сказку про любовь и искупление, и когда это, хочется спросить, вампиры на экране стали такими скучными?!