Семейная лодка идет ко дну: «История моей жены» Ильдико Энеди в Каннах
14 июля в Каннах прошла премьера фильма «История моей жены» / «The Story Of My Wife» венгерского режиссера Ильдико Энеди. Картина, участвующая в основном конкурсе киносмотра, рассказывает о несчастливом браке капитана дальнего плавания и француженки. Это экранизация одноименного романа Милана Фюшта 1942 года, который Энеди горячо полюбила еще в юношестве.
Ильдико Энеди уже однажды выиграла на Каннском кинофестивале: в 1989 году она получила Золотую камеру за режиссерский дебют — комедийную драму «Мой XX век». Ее предыдущий фильм, исполненный магического реализма «О теле и душе» 2017 года, получил главный приз Берлинского международного кинофестиваля, а позже и номинацию за лучший фильм на иностранном языке на Оскаре.
В своем новом фильме Энеди решила рассказать знакомую ей с подросткового возраста историю жизни капитана Якоба Штэрра, которую она несколько раз перечитывала. Штэрр человек решительный, задумав жениться, он делает это весьма экстравагантно, предложив первой девушке, переступившей порог кафе, стать его женой. Француженка Лиззи тоже не чужда приключений и соглашается. Но когда капитан уходит в море, его начинают терзать мысли о неверности жены. А с появлением в кадре Луи Гарреля и нам начинает казаться, что небезосновательно…
На протяжении всех его многочисленных выходов в море, а затем во время их более оседлой жизни в Париже и Гамбурге Якоб никак не может избавиться от ревности. Лиззи постоянно где-то тусит, в то время как он берет дополнительную работу. Доверительного разговора между супругами не получается. Они и любят друг друга, и боятся потерять, но в тоже время всеми силами стараются это не показывать. Однажды Лиззи даже предложит ему завести роман на стороне.
Разговоры между Якобом и Лиззи часто звучат достаточно сухо и неубедительно, они наполнены оборотами, подходящими больше литературному рассказчику, а не герою, переживающему семейную драму.
Энеди, обращавшаяся в последних своих работах к современности и проблемам одиночества, теперь возвращается к костюмированной драме в духе ее первого фильма «Мой XX век». Но новый фильм, разделенный на семь глав, к сожалению, попал в ловушку «тщательной адаптации», за счет чего отдельные сцены оказались невыносимо долгими.
Хотя декорации у фильма, стоит признать, потрясающие, визуальный блеск не может спасти картину, которая по мере развития действия «тонет» в диалогах героев, постоянно проговаривающих, что они делают и что чувствуют. Всегда очень жаль именно такие картины, на создание качественного «вещного» мира которых положено столько средств и сил, а драматургия и режиссура совершенно не соответствуют качеству изображения.
Самой интересной, как ни странно, для истории об отношениях, становится «морская» часть фильма плаваний героя. А в сцене пожара на судне, когда Якоб, вопреки увещеваниям помощника остановить корабль и подать сигнал SOS, приказывает двигаться дальше, зрители даже переживают саспенс, ожидая вместе с героем дождя.
Леа Сейду, исполнившая роль Лиззи, сыграла и во многих других фильмах из разных программ Каннского фестиваля этого года: во «Франции» Брюно Дюмона и «Французском вестнике» Уэса Андерсона из основного конкурса, «Обмане» Арно Деплешена из секции Каннские премьеры, а также в фильме Луи Гарреля «Крестовый поход», специальный показ которого также состоится на фестивале в этом году. Но даже талантливая французская актриса не в силах удержать на плаву новую работу Ильдико Энеди — невероятно красивую, но тяжеловесную.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса