Канны 2021: обыденность многоэтажек в «Трех этажах» Нанни Моретти
11 июля в Каннах прошла премьера фильма итальянского режиссера Нанни Моретти «Три этажа» / «Tre piani», включенного в основной конкурс кинофестиваля. В прошлый раз, в 2015 году, Моретти представил в Каннах остроумную драму «Моя мама». В своем новом фильме по одноименному роману израильского писателя Эшколя Нево он опять обращается к «семейной теме» — картина описывает жизнь четырех семей из одного многоквартирного дома.
В 2001 году Моретти получил Золотую пальмовую ветвь за невероятно сильную и трогательную драму о семье, которая восстанавливается после жуткой трагедии, «Комната сына», и с тех пор каждый фильм режиссера включают в программу Каннского кинофестиваля. Шутят, что за итальянским режиссером место в программе всегда зарезервировано.
«Три этажа» должны были появиться в программе Канн-2020, но из-за отмены смотра ждали своего выхода год. Моретти, кстати, утверждал, что специально берег фильм для Каннского фестиваля, отказывая стриминговым платформам, предлагавшим за права на его новый фильм большие суммы.
В книге Эшколя Нево, которая легла в основу сценария, действие происходило в Тель-Авиве. В фильме же дом, в котором разворачивается действие, находится где-то в пригороде Рима. Итальянские критики говорят о том, что картина Моретти отражает реалии современного итальянского общества, к тому же она оказалась очень актуальной в постковидном мире (пусть даже «Три этажа» были сняты еще до пандемии).
Начинается лента достаточно лихо: один эпизод — автомобильная авария — представляет нам всех действующих лиц одновременно. Далее зритель узнает подробнее о переплетенных жизнях четырех семей, которые живут на разных этажах. Среди них — Лусио (Риккардо Скамарчо), постоянно беспокоящейся о своей семилетней дочери, пожилая пара, присматривающая за девочкой, и их внучка, Моника (Альба Рорвахер), страдающая наследственным психическим заболеванием, Дора (Маргарита Буй), жена уважаемого судьи, которого играет сам Нанни Моретти, чей сын Андреа приносит много хлопот.
Для дома в относительно тихом итальянском районе на каждом этаже происходит слишком много драм. Их отголоски не стихают в течение следующего десятилетия, когда дети вырастают, семьи распадаются, любовь умирает, как и люди, живущие в доме. Мир вокруг персонажей описан настолько скудно, что действие фильма может разворачиваться практически в любое время или в любом месте.
Двадцать лет прошло с тех пор, как Моретти завоевал главный приз в Каннах с «Комнатой сына», удивительной и впечатляющей драмой о глубинных переживаниях внутри одной семьи. И теперь в новом фильме «Три этажа» уже слабо угадывается рука мастера. Складывается ощущение, что фильм снимали абсолютно разные режиссеры. В этот раз у Моретти получилась достаточно несвязная и неловкая мелодрама – обо всем и ни о чем одновременно. Тонкого юмора, присущего всем фильмам итальянского мастера, здесь почти нет.
Тема обычных людей, сталкивающихся со своими надеждами, страхами, потрясениями, победами и поражениями, идет пунктиром через весь фильм, но не трогает, не впечатляет, не заставляет достигнуть эмоциональных высот и полностью быть захваченным повествованием.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса