«Круговая порука мажет как копоть». «Дело» Алексея Германа в Каннах
9 июля в программе Особый взгляд прошла премьера фильма «Дело» Алексея Германа-младшего. Камерная драма, снятая всего в двух локациях, рассказывающая о борьбе провинциального профессора, рафинированного интеллигента, с местным коррумпированным мэром и системой круговой поруки, многим напомнила дело Кирилла Серебренникова. Режиссер поднимает вечные вопросы морального выбора и отношения маленького человека и государственной машины.
Представляя картину в зале Дебюсси, режиссер Алексей Герман-младший сказал: «Мы рады, что показ «Дела» состоялся на Каннском фестивале. Для нас это, конечно, важное событие в жизни фильма. Мы сняли его в очень короткие сроки, вложили массу сил и энергии, поэтому для нас ценно, что мы смогли показать впервые наш фильм публике на такой площадке».
«Дело» рассказывает о профессоре университета, преподавателе литературы, специалисте по Серебряному веку, живущем в маленьком городке, где все всех знают, говорящем на шести языках Давиде Гурамовиче (Мераб Нинидзе), размещающем в Фэйсбуке пост со скабрезной карикатурой на мэра. Через несколько дней на главного героя заводят дело и сажают под домашний арест по обвинению в растрате государственного гранта на научную конференцию. Хотя «Дело» Алексея Германа происходит в провинции, в нем легко прочесть отсылки к делу Кирилла Серебренникова.
Давид занимает непримиримую позицию и пытается не столько доказать свою невиновность, поскольку красть он не способен от природы, сколько найти доказательства виновности местных властей. В этом почти безнадежном деле ему помогает адвокат (Анна Михалкова). Как это часто бывает из близких людей вокруг героя Мераба Нинидзе не остается никого, кроме мамы (Роза Хайруллина).
Давид Гурамович попадает в социальный вакуум. Кроме одного из его студентов, вышедшего на одиночный пикет (за что моментально был отчислен из ВУЗа), вставать на защиту опального профессора не спешат ни друзья, ни ученики. Маленький человек пытается бороться с системой, иногда это до боли напоминает Дон Кихота, сражающегося с ветряными мельницами. Ввязываясь в заведомо бесперспективную борьбу с системой, главный герой уже оказывается в тюрьме современных общественных отношений и социальных связей, которые лучше всяких решеток удерживают людей от «неправильных поступков».
Одна из самых сильных сторон картины — актерский дуэт Мераба Нинидзе и Розы Хайруллиной. Мама постоянно курит, ругает Давида и даже бьет его за то, что он пересолил суп, но во всем этом сквозит безусловная любовь к сыну и сына к матери и забота друг о друге. Вторая половина фильма, когда по сюжету мама исчезает с экрана, несколько проигрывает первой.
Основное действие происходит в квартире профессора, талантливо, по крупицам, с множеством подробностей, деталей и фактур, собранной Еленой Окопной – художником-постановщиком фильма и художником по костюмам.
«Дело» было очень хорошо принято в Каннах. О подробностях работы над проектом, читайте в развернутом интервью Алексея Германа порталу ПрофиСинема, которое режиссер дал в преддверии показа фильма в Каннах.
В России картину выпустит в широкий прокат компания All Media.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса