43 ММКФ: все грани отчаяния в японской драме «Женщины»
24 апреля на 43 Московском Международном кинофестивале прошла премьера драмы японского режиссера Нобутеру Учида «Женщины» / «The Women» / «On'na-Tachi», представленной в основном конкурсе киносмотра. Фильм о хрупкости психологического здоровья человека, особенно в период социальной изоляции, об одиночестве как неизбежности в современном мире и о способах найти взаимопонимание с близкими людьми, даже когда, казалось бы, надежды нет.
«Даже в ковидную эпоху, когда на людей свалилось много испытаний и мы все больше отдаляемся друг от друга, наши сердца могут быть ближе, чем кажется на первый взгляд», — сказал режиссер во время пресс-конференции, посвященной фильму, в которой на связь с Москвой вышли сам Нобутеру Учида, исполнительница главной роли Юкико Симонара и продюсер Кадзуеси Окуяма.
Мисаки немного за тридцать, она красива и умна, но, несмотря на престижное образование, найти хорошую работу у нее не получается, и она метается с места на место. К тому же после того, как грянула эпидемия коронавируса, жизнь поменялась, привычную рутину дополнили маски, антисептики и всеобщая изоляция.
Мисаки до сих пор переживает смерть любимого отца, который покончил жизнь самоубийством, но пытается отвлечься светлыми мечтами о предстоящем замужестве с женихом Наоки — социальным работником, ухаживающим за ее престарелой матерью. У нее есть и еще одна отрада в жизни — лучшая подруга Каори, владелица пчелиной фермы. Мисаки приезжает к ней почти каждый день, помогает по работе и разговаривает по душам. «Я сейчас совсем не мечтаю, уже отмечтала свое…» — говорит Мисаки в откровенном разговоре с подругой.
Мисаки казалось, что хуже смерти отца в ее судьбе и быть ничего не может, но жизнь продолжает «добивать» ее снова и снова, подводя к грани отчаяния. Жених хладнокровно предает ее, Каори умирает, она неожиданно теряет работу, а мать не хочет видеть ее. Мисаки теперь думает, что светлая полоса в ее жизни уже не настанет никогда…
События первой части фильма искусно составлены вместе, вторая же половина собрана из настоящего и прошлого — флешбэками — что немного дезориентирует зрителя, некоторые фрагменты выпадают из истории, а других будто бы не хватает в ней.
В фильме рассматриваются вопросы жизни и смерти, поднята серьезная тема суицидов, депрессии и в целом психологических проблем в современном мире. И то, что фильм японский придает ему особенный голос, ведь самоубийства в Японии — национальная проблема, в стране отмечается один из самых высоких уровней суицидов в мире. Исходя из статистики ВОЗ, Япония единственная экономически развитая страна, где самоубийства являются основной причиной смерти среди лиц в возрасте 15–34 года. Как показал прошедший год, ситуация с коронавирусом может также оказывать влияние на ментальное здоровье, а причинами становятся как массовая безработица, так и социальная изоляция. Одно известное исследование профессора Токийского университета Митико Уэда показывает, что число самоубийств особенно сильно выросло среди женщин — на 83% в 2020 году. Не случайно в центре этой истории именно женщины.
Сцена самоубийства, слишком долгая и мучительная, наверное, самая сильная во всем фильме. «Я не могу сказать, что мне не грустно…» — напевает героиня свою любимую песню, собираясь умереть. Поэтому особо впечатлительным — просьба отойти от экрана. «Я изначально не хотел раскрывать причины самоубийства героини. Мне показалось, что история, где будут раскрыты все карты, вызовет не такой резонанс у зрителей», — говорит Учида.
Актриса Юкико Симонара, сыгравшая Мисаки, рассказала на пресс-конференции, что с началом производства фильма пережила личную трагедию — умерла ее любимая бабушка. Поэтому событие сильно повлияло на то, как она создавала образ своей героини, воплощая в нем некоторые черты любимого человека, ушедшего из жизни. «Мне хотелось показать ее силу и несгибаемость перед любыми жизненными обстоятельствами. Я посвящаю свою работу моей любимой бабушке, которой сейчас нет с нами», — сказала Симонара.
Для исполнительницы роли матери — Ацуко Такахата — эта работа стала настоящим вызовом. Бывшая участница конкурсов красоты, она сыграла тяжело больную после инсульта женщину с обездвиженной правой половиной лица и тела.
Нобутеру Учида изучал в студенческие годы не только кино, но и масляную живопись, и это видно по его киноработам. И предыдущие фильмы режиссера — «Любовная зависимость» (2010), «Бомбы любви» (2012), «Наше бегство» (2016), — и «Женщины» отличаются особой цветовой гаммой и экспозицией, некоторые кадры будто и правда нарисованы.
При всей трагичности истории финал дает надежду, он воодушевляет и заставляет поверить в силу любви и прощения (в первую очередь — себя!). Главное послание фильма — не отдаляться друг от друга и объединиться как тот самый рой пчел, который так часто можно увидеть на экране.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса