Берлинале 2021: разговоры на расстоянии — «Социальная гигиена» Дени Коте
2 марта в рамках программы Encounters на 71 Берлинском международном кинофестивале состоялась мировая премьера нового фильма канадского экспериментатора Дени Коте «Социальная гигиена» / «Hygiène sociale». Коте, постоянный участник программ Берлинале, в этот раз представил драмеди об Антонине – он промышляет воровством и при этом пытается наладить свою жизнь. Ему предстоит поговорить с пятью женщинами… на приличном расстоянии.
Антонин в исполнении Максима Годетта – несостоявшийся режиссер, который спит в машине друга ночью и обворовывает невнимательных туристов днем. Он стоит посреди прекрасных зеленых лугов и ведет разговоры с несколькими женщинами. Это сестра Антонина Солвейг, которая пытается научить его уму-разуму, жена Эглантина, недовольная их семейной жизнью, прекрасная Кассиопея, к которой герой питает страсть, налоговый инспектор Роза, пытающаяся заполучить его документы о доходах, и, наконец, молодая девушка Аврора – одна из жертв его ограбления.
Наряды некоторых персонажей напоминают героев пьесы Мольера – цветные, вычурные платья в пол и пиджаки с манжетами. Почти у каждого героя есть яркая деталь или привычка, которая бросается в глаза: например, у Розы - неприлично розовый костюм, а у Авроры – привычка танцевать под песни дарквэйв-группы Lebanon Hanover. Длинные неподвижные кадры перемежаются с безумной съемкой ручной камерой, да так, что кружится голова. И в каждой сцене диалога одна важная особенность – герои стоят на приличном расстоянии друг от друга, соблюдая социальную дистанцию.
Как объясняет сам режиссер Коте, идея снять фильм, где герои будут общаться на почтительном расстоянии, иногда даже перекрикивая ветер, пришла ему в голову задолго до пандемии коронавируса. «Идея этого проекта пришла мне в голову пять лет назад, и уже тогда я назвал его “Социальная гигиена” и планировал снимать в поле с актерами в пяти метрах друг от друга, а сейчас это идеально вписывается в правила съемки во время пандемии. Я не хотел снять кино с динамичным сюжетом, тогда был полностью опьянен швейцарским писателем Робертом Вальзером, который очень иронично описывал окружающие его вещи и делал тонкие заметки-наблюдения», - рассказал он в интервью Variety.
Фильм становится отчасти иллюстрацией не только нашей постпандемической жизни сегодня, но общению людей в интернете. Каждый пользователь сети старается сохранять определенный имидж, а чаще ведет непринужденный, ни к чему не обязывающий разговор, стремясь убежать от насущных проблем.
Дени Коте никогда не снимает длинных фильмов, в среднем хронометраж его картин составляет 80-85 минут, по его личному признанию, он не хочет, чтобы зритель заскучал. Однако же его последний фильм, разыгранный в нескольких нарочито театральных сценах, даже за 75 минут смог слегка утомить. Хотя, стоит признать, сочетание неестественной сценической речи и очень личных вопросов выглядит примечательно. А пронзительные взгляды героев фильма на крупных планах перед самыми титрами стали отличным финалом для своеобразной «пьесы под открытым небом».
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса