Берлинале 2021: маска, я тебя знаю – make love, not war в новом фильме Раду Жуде
Второй день Берлинского онлайн-смотра открылся картиной с цепляющим названием «Неудачный трах, или безумное порно», снятой одним из экспериментаторов румынской новой волны Раду Жуде. Порно в фильме действительно присутствует; впрочем, намного больше внимания уделено едкой и остроумной сатире на коллективное безумие, обуявшее современное общество.
Структурно фильм поделен на три части. Первая – красочная панорама современного города победившего капитализма: книги «Мой путь к Иисусу» выложены на витринах вместе с детской одеждой и куклами. Над городом нависают боги нового времени – картинно мускулистые мужчины, сфотографированные по пояс, приглашают посетить фитнес-зал с огромных рекламных баннеров. Богам архаичным, греческим, тоже находится место в мегаполисе: классические скульптуры охраняют старый заброшенный кинотеатр. В современном мире социальных дистанций, напротив, не остается места сексу – в самых неожиданных частях города то и дело мелькают пластиковые манекены без первичных половых признаков. Именно поэтому в третьей главе фильма родительское собрание превращается в суд над учительницей, попавшей в секс-скандал.
На домашнем видео, в котором главная героиня Эми снялась вместе с мужем, на ней надеты маска и парик, что не мешает ей быть узнанной. Режиссер подчеркивает, что частной жизни больше не существует: все, происходящее за закрытыми дверьми, имеет непосредственное значение для общества. Постпандемийная эпоха, обязывающая всех и каждого носить маски, напротив, наделяет судящих недюжинной храбростью: без открытых лиц герои становятся подобны анонимным пользователям интернета и могут говорить все, что только захотят. Оживленная дискуссия, больше походящая на трибунал, касается отнюдь не только морального облика героини: речь идет и о Холокосте, и о Чаушеску, и о торжестве феминизма, которым оборачивается нетривиальный финал.
Вторая глава фильма представляет собой своеобразную энциклопедию зарисовок общественной и политической жизни как XX, так и XXI века, выстроенных в алфавитном порядке: на экране появляется и концлагеря, и последствия глобального загрязнения планеты, и закрытие главного кафедрального собора страны, и карантинные развлечения в румынской деревне. Эта часть фильма лишена иронии и сатиры, а на стыке разных фрагментов рождаются глубокие философские размышления режиссера о сути нового времени.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса