Берлинале 2020: история о русалочке в урбанистических пейзажах
23 февраля в рамках 70 Берлинского международного кинофестиваля (20 февраля - 1 марта) состоялась премьера мелодрамы Кристиана Петцольда «Ундина» / «Undine», вошедшей в основной конкурс киносмотра. Миф об Ундине, водяной нимфе, получает новое прочтение – история концентрируется не на предательстве ее возлюбленного, а на новой любви, которую она обретает.
Рыжеволосая и очаровательная девушка с необычным именем Ундина (Паула Бир) - историк-экскурсовод, работающая в берлинском городском музее. В самом начале фильма ее бросает парень Иоганн (Якоб Маченц). Мир Ундины в одночасье рухнул. Она заявляет, что убьет его, человека, предавшего ее чувства. Но жизнь делает новый поворот, и ей пока приходится забыть о своем обещании. Во время обеденного перерыва в кафе Ундина встречает Кристофа (Франц Роговский), одного из посетителей музея, слушавшего ее недавнюю лекцию об истории застройки столицы Германии. Он милый, внимательный и мгновенно влюбляется в Ундину.
Сцена их судьбоносной встречи показана очень символично – будто бы стихия воды свела их: возникшая между ними сила такова, что стекло большого аквариума в кафе лопается, обрушивая на новоявленных влюбленных потоки воды, рыб, водоросли и осколки. Ундина после случившегося не может не ответить Кристофу взаимностью.
Если Иоганн олицетворял неизбежную неверность человека, то Кристоф является полной противоположностью. Но история любви Кристофа и Ундины окажется не такой уж простой, как может сначала показаться. Бывший парень Иоганн появляется в жизни Ундины снова, и сюжет переворачивается.
Кристоф - промышленный водолаз, и во время очередных подводных работ происходит несчастный случай, который ставит его на грань жизни и смерти. Будто бы тяжелое роковое проклятье нависло над ним, разрушить которое способна только Ундина. Ради любви она вынуждена принести жертву стихии воды, из которой была рождена.
Попытка проанализировать, как фильм Петцольда согласуется с мифологией, которую многие зрители, скорее всего, не знают, невозможно сложная затея. К тому же в картине сказочные мотивы переплетаются с историей города. И это на экране выглядит достаточно гармонично.
Ундина имеет хорошую работу, живет в современной берлинской квартире и изучает свой город, ежедневно узнавая что-то новое о нем. И эта «городская» часть истории занимает слишком большое количество времени фильма. Но, несомненно, экскурсы в историю берлинской архитектуры невероятно познавательны. Берлин здесь предстает еще одним героем фильма, городом, который стремиться поскорее стереть свое прошлое и устремиться в будущее.
«Ундина» происходит от латинского слова «волна», предполагающего как воду, так и само движение. Поэтому и вода также играет важную роль во всем фильме. Несколько подводных сцен имеют поразительное визуальное воплощение. Это как раз касается и съемок подводного города, символизирующего простую мысль - прошлое может быть невидимым из-за толщи воды, но, тем не менее, оно не исчезло. Смотреть, как Кристоф работает под водой, а Ундина плавает в озере, ухватившись за гигантского сома, очень увлекательно.
Кристиан Петцольд объединил звезд своего предыдущего фильма «Транзит» - Паулу Бир и Франца Роговского – не зря, они воплощают на экране историю любви, которая искренна и глубока во всей своей простоте.
В подходе Петцольда есть стилистическая и повествовательная элегантность, в каких-то сценах – визуальное совершенство.
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса