Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
7 ноября 2019 10:15

На двух стульях: в прокате адаптация романа Стивена Кинга «Доктор Сон»

На двух стульях: в прокате адаптация романа Стивена Кинга «Доктор Сон»

В прокат выходит «Доктор Сон» Майка Флэнегана, киноверсия одноименного романа Кинга о мальчике из «Сияния», которого его папа когда-то хотел убить. И первое, что надо знать про режиссера — он за мир. Он задумал не просто адаптировать роман, но примирить кинговскую и кубриковскую версии той старой истории о случившемся в отеле «Оверлук».

Роман «Доктор Сон» увидел свет в 2013 году и рассказывал о жизни Дэнни Торренса, маленького героя «Сияния», мальчика, который выжил. Со времени разрушения отеля «Оверлук» прошло несколько десятилетий, Дэнни вырос, стал алкоголиком, как и его папа, потом бросил пить, устроился работать в хоспис, провожал умирающих в мир иной и жил, в общем, ровно. Пока однажды к нему в голову не постучался другой сияющий ребенок. Это была девочка Абра, и однажды она попросила друга по этой своеобразной «переписке» о помощи. Она увидела, в каких мучениях умер другой сияющий ребенок — его убили сверхлюди, называющие себя «Истинным узлом», существа, которые живут очень долго и питаются даром сияния, пытая и убивая его маленьких носителей.

кадр из фильма Доктор Сон

О «Сиянии» Стэнли Кубрика спорят и сегодня, хотя то, что фильм стал классикой хоррора, в общем, бесспорно. Столь же бесспорно и то, что от идей писателя там остался лишь хилый костяк. Если Кинг погружал читателя в головы своих героев, то Кубрик героев, а вместе с ними и зрителей, поместил в пустынные интерьеры отеля «Оверлук», запер там, присыпал снегом и напугал до полусмерти. Экранизация Кинга взбесила, хотя со временем он несколько остыл. В будущем он стал инициатором собственной экранной версии «Сияния», довольно среднего мини-сериала, а потом написал и сиквел, в котором нарочито игнорировал все то, что когда-то привнес в сюжет семьи Торренсов Кубрик. Иными словами, выходящий в прокат «Доктор Сон» будут неизбежно сравнивать не только с литературным первоисточником, но и как-то сопоставлять с кубриковским «Сиянием». Для режиссера Майка Флэнегана, который к тому же сам написал сценарий и смонтировал фильм, а до того имел опыт работы с творчеством Кинга (он автор удачной адаптации «Игра Джералда», одну из ролей в которой сыграла его жена Кейт Сигел), это был настоящий вызов. Он списался с Кингом, встречался с ним, раскрутил на моральную поддержку. Надо сказать, что к тому моменту, когда наняли Флэнегана, Warner Bros. заработала на прокате «Оно» и окончательно определилась со сроками работы над новым фильмом. И voilà - «Доктор Сон» выходит на мировые экраны.

кадр из фильма Доктор Сон

Флэнеган, как фанат Кинга, очень хорошо чувствует эмоциональный фон его персонажей. Он здорово изменил сценарий, особенно в третьем акте, да и в два с половиной часа хронометража трудно, конечно, впихнуть весь солидного размера оригинал, но героев совершенно точно можно узнать. В роли Дэнни Юэн МакГрегор, его партнеры — дебютантка Кайли Каррен (Абра) и Ребекка Фергюсон (глава «Истинного узла Роуз-в-шляпе), и если Каррен берет в основном детским обаянием, то Фергюсон справилась со своей ролью превосходно, пожалуй, именно благодаря ей фильм получился именно о трех одинаково важных персонажах, как и в «Сиянии» - о мужчине, женщине и ребенке и о том, что происходит у них в головах, иногда даже в буквальном смысле слова «в головах». Отсидев 150 минут в кинозале, несколько раз действительно испугавшись (спасибо оператору Майклу Фильмонари и музыке The Newton Brothers, оба работали с Флэнеганом над сериалом «Призраки дома на холме» для Netflix), ловишь себя на том, что плотно запоминаются детали. Как маленькая Абра с интонациями заскорузлого алкоголика говорит о похмелье (в нее в этот момент вселился Дэнни), как буквально и нагло решили визуально путешествия Абры и Роуз-в-шляпе в сознание друг друга, то, что в романе пару раз обозначается простой фразой «Мир перевернулся». Это две трети фильма, которые по сути сильно сокращенный роман с учетом нескольких выброшенных из повествования персонажей. Ну а дальше начинается заключительная часть, ничего общего с литературным первоисточником не имеющая, перемещение всех трех главных героев все в тот же отель «Оверлук», что-то типа глупого постмодернистского сюжета «Фредди против Джейсона» и с той же предсказуемой реакцией: не то чтобы страшно и даже не очень смешно, но сама затея обескураживает.

кадр из фильма Доктор Сон

Тут самое время сравнить даже не два «Сияния», а непосредственно книги дилогии в контексте творчества Кинга и его статуса в разные этапы его жизни. Монументальное, пусть и свое собственное, «Сияние» Кубрик снял по монументальному же роману, может быть лучшему у Кинга, истории уровня античной трагедии о трех людях, трех членах одной семьи, которые друг друга обожают, ревнуют друг к другу, сражаются друг с другом до смерти. Эту книгу писал алкоголик, а то, что происходит в голове у алкоголика, происходит и в реальности, в его реальности и в реальности его близких. Спустя многие десятилетия «Доктор Сон» писал совсем другой человек — трезвый, гармонично живущий, успокоившийся, уже не боящийся причинить вред своим настоящим детям. Вторая книга здорово написана, но она лишь тень первой. Ее адаптация в принципе не способна породить культ. За право считаться истинным отелем «Оверлук» и сегодня заочно спорят сразу несколько отелей - «Стэнли» в Скалистых горах в Колорадо (там Кинг с женой провели время в полном одиночестве в конце летнего сезона. Они жили в номере 217, который потом перекочевал в книгу. Там писателю снились страшные сны и за ночь сформировался замысел будущего романа), «Тимберлайн-Лодж» в Орегоне и «Авани» в Калифорнии, где снимались некоторые интерьеры и наружные виды для фильма Кубрика. Локации съемок сиквела вряд ли станут предметом споров — Атланта и пригороды, Ковингтон, Кантон, Портердейл, Фейетвилль, парк Стоун-Маунтин, земля Чероки, места, выжженные когда-то армией Шермана. Единственное, от чего тут может повеять темным — связь этих мест с историей Ку-Клукс-Клана, да протестантский кемпинг с очень кинговским названием «Салем», старейший в регионе. Киношниками тут никого не удивить: почти одновременно с сиквелом «Сияния» здесь снимали «Банкир» с Сэмюэлом Л. Джексоном и Николасом Холтом, «Хранителей» для HBO, очередной сезон «Очень странных дел». Местные Флэнегана и его команду особо не выделяли, «Это не мое, я не фанат хорроров, - цитировала газета The Brunswick News одного из наблюдавших за съемками. - Но просто любопытно, что они там делают». Судя описанию, приведенному газетой, в этот момент снимали сцену убийства «Истинным узлом» маленького сияющего бейсболиста Брэдли Тревора, которая потом показалось такой дискомфортной и неприятной англоязычной критике.

кадр из фильма Доктор Сон

Впрочем, сама идея поместить кульминацию «Доктора Сна» в интерьеры отеля «Оверлук» и при помощи флешбеков скрестить два мира, что и говорить, остроумна. Отель снимали на студии в той же Атланте, а для работы использовали предоставленные наследниками Кубрика оригинальные пленки и архивные материалы. «Доктор Сон» превратился в адаптацию книги, но одновременно он существует во вселенной кубриковского «Сияния», которое так яростно все еще отвергает писатель. Дэнни на трехколёсном велосипеде, в том же комбинезоне, вот он поворачивается в профиль, и тут видишь, что это не тот Дэнни. Джек и Венди более очевидно другие — какие-то сцены воссозданы заново с участием похожих на Джека Николсона и Шелли Дювалл актеров. Зато сам отель на экране не отличить от того, который мы видели у Кубрика. Те же узоры на полу, те же двери в комнаты, те же обшарпанные ванные, вот взрослый Дэнни смотрит в дыру в двери, которую когда-то (или только что?) прорубил топором его отец. Вроде все то же, но что-то изменилось. Теперь в фильме, который писатель видел и одобрил, отель, который Кинг задумывал, или отель, созданный воображением Стэнли Кубрика? Вот мальчик останавливается перед комнатой отеля, это будет комната 217, как в романе «Сияние», или 237, как в одноименном фильме? Уже не совсем кино, но аттракцион, и как аттракцион это работает. Заставить посреди фильма забыть про сюжет и заняться этим увлекательным сравнительным анализом, снова оказаться внутри «Оверлука», может и не того же, но точно из той же вселенной — это все же немало.


Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса

Реклама