Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
28 октября 2019 13:35

Старые друзья: в прокате «Терминатор: Темные судьбы»

Старые друзья: в прокате «Терминатор: Темные судьбы»

В прокат выходит «Терминатор: Темные судьбы» Тима Миллера. Новому фильму не удалось достичь высот первых двух «Терминаторов», но он был принят критикой лучше сиквелов, с которыми, кстати, вернувшийся во франшизу Джеймс Кэмерон прямо в первых кадрах разделался. И еще: месяц назад на экранах побывал «Рэмбо: Последняя кровь», и это соседство символично.

Грейс в огне

Интригу нового «Терминатора» нам примерно рассказали в трейлере. Из будущего прибывает способный раздваиваться Rev-9, робот-убийца нового поколения (Гэбриел Луна), и его цель — работающая на заводе в Мексике юная Дани Рамос (Наталия Рейес). Мексиканке помогает спасаться сверхсильная Грейс (Маккензи Дэвис), но с ее происхождением так сразу и не определишься. В какой-то момент на выручку им подоспеет пожилая, но все еще опасная Сара Коннор (Линда Гамильтон). Терминатор модели Т-800 (Арнольд Шварценеггер) в кадре тоже появится. Если кто случайный встретится и соприкоснется с новым роботом-убийцей, он будет уничтожен, без жалости, без сомнений сценаристов, это даже показывать не обязательно. Ну и Джеймс Кэмерон, который, наконец, вернул себе творческий контроль над происходящим, в самом начале фильма просто стер три предыдущие части, буквально кроваво расправился с ними.

кадр из фильма Терминатор 2: Судный день

Кэмерон, конечно, гений в использовании новых технологий и реализации своих фантазий по поводу спецэффектов, оба его «Терминатора», первые две части франшизы, в этом смысле были вехами и вообще революцией. Новый фильм и не пытается конкурировать с прошлым, тут просто все сделано тактично: бадабума, трюков и гонок не так уж и много, но все они запоминаются, и не сразу отдаешь себе отчет в том, почему. Если со сценой ближе к финалу проще, она очень амбициозная (герои размашисто бьются на самолетах, а потом падают в воду и без перерыва продолжают там), то автомобильная погоня в первой части фильма вроде без претензий, но она длится почти 20 минут и ни разу не заскучаешь. В целом же новый фильм этим делом не злоупотребляет. Кажется, прежде всего его создателей интересовали персонажи, которым надо было как-то выжить и выделиться внутри старой известной формулы.

Rev-9 в исполнении Гэбриела Луны от своих предшественников довольно сильно отличается. Когда в прошлом в камеру пытался улыбаться Т-800, это делалось карикатурно и это было смешно. Когда свои тонкие губы растягивал в улыбке Роберт Патрик, хотелось, чтобы он скорее прекратил. Луна походкой и манерами порой напоминает Патрика. Но его Rev-9 действительно способен мимикрировать под нас, он умеет улыбаться, когда ему надо, он обаятельное, симпатичное существо с мягким взглядом и сочными губами. Тихий вежливый человек.

кадр из фильма Терминатор: Темные судьбы

Линда Гамильтон появилась во франшизе после долгого перерыва, она смотрится отлично, вызывает, как и Шварценеггер, ностальгические чувства, а еще выполняет довольно важную идеологическую функцию, о которой позже. Когда в кадре, наконец, возникает Т-800, становится ясно, что многое интересное и параллельное основному сюжету связано именно с ним — робот-убийца, лишившийся своей цели, нашел новую цель самостоятельно, да к тому же выбрал себе неожиданную профессию (за это отдельное спасибо авторам, это лучшая шутка фильма). Любые детали относительно его личности и его судьбы — это если и не будет спойлером, то как минимум способно испортить зрителю удовольствие, так что лучше воздержаться.

«Темные судьбы» грамотны в политическом смысле. Тут хватает героев-мексиканцев, дело происходит частично в Мексике, и кино — особенно в первой части — двуязычное, причем, самым гармоничным образом. И с точки зрения того, какой должна быть сегодня героиня-женщина, оно тоже не подвело. Формально все примерно так: тут три важнейших женских персонажа, которые имеют свои реплики и говорят не о мужчинах (хорошо — не только о мужчинах). Одной из них больше не надо рожать спасителя — то, что Дани вроде бы представляет собой обновленную версию Сары Коннор и то, что это представление ошибочно, считывалось с самого начала, это даже и не спойлер. Другая должна была показать всем нам, что если она крутая, то она и бабушкой будет крутая, именно с таким смыслом задумывал появление Линды Гамильтон в «Темных судьбах» сам Кэмерон, говоривший об этом в одном из своих интервью: «Вы оглядываетесь назад, на то, сколько героинь за шестьдесят у нас есть в экшн-фильмах. Брюс Уиллис, Лиам Нисон, Клинт Иствуд все еще держат оружие. А сколько леди? Не так много. Вот я и подумал, что это стоит сделать». Затея благородная, Гамильтон в ее нынешней кондиции более чем способна на ее реализацию, и за это можно даже простить некоторую небрежность ее роли - как замечал один из англоязычных рецензентов, дескать, Сара Коннор жила в изоляции, видимо, не смотрела «Звездные войны» последних лет и не знала, что девушка уже тоже может быть избранным.

кадр из фильма Терминатор: Темные судьбы

Да, в новом «Терминаторе» три героини. И все же главные тут — Он, который из-за отсутствия цели стал получеловеком, и Она, сама согласившаяся стать гибридом. Маккензи Дэвис остается человеком, но убедительна в роли полумашины. Она хороша в боевых сценах. Что интересно, вот Rev-9 убивает очень много народу на американо-мексиканской границе и когда он убивает женщину, камера стыдливо отворачивается. Но камера на месте, когда сражается Грейс. Ее «голая» сцена (не забываем, в каком виде принято путешествовать во времени во вселенной Терминатора) довольно целомудренна и в то же время достаточно откровенна. В кадре она живет в обратном направлении, из своего прошлого, которое наше будущее, в свое будущее, которое наше прошлое. Так, против часовой стрелки, разворачивается ее личная история. И отдельная тема — ее тело. Дело даже не в том, что оно идеально, а в том, как изящно показана ее связь с искусственным. Вспоминаем предыдущие фильмы франшизы, как отвратительно Т-800 перед грязным зеркалом вырезал себе глаз, или как ошметками свисала кожа, за которой блестел металл, крошащаяся человеческая плоть, под которой сияние совершенных искусственных конструкций. Это было именно что противопоставление естественного и искусственного, это все о хрупкости и уязвимости человеческого тела. Грейс — ровно расчерченный и усовершенствованный механизмами человек, ее раны не выглядят страшно, они выглядят иначе. Как что-то, что затянется благодаря механизмам, как что-то живое, с чем соседствует и чему помогает искусственное. Это уже не противопоставление «человек-машина» даже на эстетическом уровне, это единение, то, что дает нам силы и то, что скорее всего и ждет человечество, наше вероятное будущее.

кадр из фильма Терминатор: Темные судьбы

Итак, Джеймс Кэмерон вернулся. Появление Арнольда Шварценеггера и Линды Гамильтон — это то, что придает новому фильму блеск, и не только ностальгический. «Терминатор: Темные судьбы» гораздо интереснее трех предыдущих сиквелов хотя бы потому, что, как и оригиналы, несмотря на всю свою фантастическую начинку, укоренен в настоящем. Мир «Темных судеб» - это мир, уже зависимый от машин, в котором они претендуют на рабочие места человека, мир тотальной слежки, наша реальность. И все же этот фильм — скорее радость для фанатов, чем что-то, что способно привнести в классическую историю нечто новое. Это все тот же «Терминатор-2», как если бы его сняли сегодня, с сегодняшними технологиями и сегодняшними политическими реалиями. В его основе все та же золотая формула: робот-убийца, кто-то, кого надо спасти и кульбиты во времени.

Рэмбо против Терминатора

Около месяца назад в мировой прокат вышел фильм «Рэмбо: Последняя кровь» с Сильвестром Сталлоне, новая часть еще одной знаменитой франшизы. Если в фильмографии Шварценеггера очевидный символ именно Терминатор, то у Сталлоне был еще и Рокки, другой мегапопулярный и значительный образ. Но именно истории с Рэмбо и с Терминатором друг с другом особенно интересно монтируются. К тому же Кэмерон имел отношение и к Рэмбо (написал стартовый вариант сценария второго фильма).

кадр из фильма Рэмбо: Последняя кровь

Оба персонажа появились на экранах почти одновременно, один совершил революцию в жанре боевика, вытащил его из дыры b-movie, другой вообще изменил киноиндустрию. Обе франшизы были тесно связаны с текущей политикой и играли на страхах зрителя перед ядерным апокалипсисом. Их герои были машинами для убийств, а их истории - совершенно мачистскими. В сюжете о Терминаторе Сара Каннор играет колоссальную роль, она сердце этой франшизы, но ее задача очень типична для маскулинного мировоззрения — родить и защитить своего ребенка.

Только «Терминатор», фантастика с перемещениями во времени и альтернативными реальностями, пробует смотреть вперед. «Рэмбо», хоть и линейная история, но в каком-то смысле это альтернативная реальность. Первый фильм был отражением обиды ветеранов вьетнамской войны, о которых дома забывали, другой версией мира, где на сцену вышел Рэмбо и все исправил. Но и сегодня, посмотри его, он актуален, и совсем в другом смысле. История о заложнике системы, который пришел в новое место, был выгнан оттуда людьми, очень опасающимися за свое привычное существование, был унижен, но отстоял свое достоинство. Ничто не мешает прочитывать эту историю в свете современной политики в США и желания возвести стену на границе с Мексикой. Следующие серии, за исключением, может быть, второй, выглядели откровенным мусором, отчаянно гнались за реальностью и не успевали за ней. Рэмбо сражался с Советами и дружил с моджахедами в Афганистане, воевал c бирманскими боевиками. Везде был непримиримый враг. Даже в то время, когда холодная война давно закончилась. Рэмбо всегда смотрел в прошлое. Удивительно ли, что именно Сталлоне задумал и создал успешный капустник «Неудержимые», чей главный товар — ностальгия.

Очередные «Рэмбо» и «Терминатор» вышли почти одновременно, в обоих речь идет о Мексике. Только Рэмбо сражается с мексиканскими наркокартелями, по старинке бьет глобального врага, фильм связан с первобытными страхами США перед этой страной. Терминатор же неподалеку от Мексики фактически поселился, да и сам фильм раздвигает границы - географические, человеческие, лингвистические. В «Терминатор» вернулся его создатель Джеймс Кэмерон. Новый «Рэмбо» был жестоко раскритикован писателем Дэвидом Мореллом, автором оригинального романа «Первая кровь». Посмотревший фильм Морелл, который давно не имеет к франшизе никакого отношения, написал в своем твиттере: «Я согласен с рецензиями на «Рэмбо: Последняя кровь». Этот фильм грязь. Стыжусь, что мое имя ассоциируется с ним».

кадр из фильма Рэмбо: Последняя кровь

Только не стоит думать, что Рэмбо навеки уходит в закат. Фильмы о «Терминаторе» собрали в общемировом прокате 1,850 млрд. долларов (при суммарном бюджете 642,7 млн.), фильмы о Рэмбо при общем бюджете 203 млн. - 723,8 млн. И да, времена лучших сборов (с поправкой на инфляцию) давно позади. Но новая часть «Рэмбо», в общем, не провалилась. Перед премьерой «Последней крови» Шварценеггер и Сталлоне, ныне почти приятели, позволяющие себе острить по поводу давней конкуренции, разыграли очередную шутку. Сталлоне пожертвовал на одном из благотворительных мероприятий нож Рэмбо из нового фильма со своим автографом. Шварценеггер в твиттере выложил ролик, в котором пожелал удачи бывшему конкуренту, а показал нож в стиле другой своей роли, «Хищника» и, хихикая, высказался на предмет того, что его нож длиннее. Сталлоне через некоторое время ответил в том смысле, что дело не в размере, и пусть его нож меньше, зато он всегда будет смертоноснее. После чего популярный американский ресурс Cinemablend провел опрос среди своих читателей на предмет того, чей же нож круче, и по его итогам почти с 10-процентным отрывом победил Рэмбо. Это все о человечестве, и в этом смысле Рэмбо никуда не ушел.


Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса
Автор:
Марина Латышева

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Франшиза Терминатор

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама