TIFF 2019: «Раскрашенная птица» - трехчасовое путешествие по аду
В рамках 44 Международного кинофестиваля в Торонто прошла премьера фильма «Раскрашенная птица» чешского режиссера Вацлава Мархоула. Одна из самых шокирующих и мрачных лент на киносмотре, снятая по роману Ежи Косинского, повествует о мальчике и войне. В фильме снялись Петр Котлар, Стеллан Скарсгард, Харви Кейтель, Удо Кир и Джулиан Сэндс.
Вацлав Мархоул превратил историю об израненном детстве в трехчасовой фантасмагорический хоррор, детально и реалистично передающий на экране изощренные ужасы, с которыми сталкивается на своем пути юный безымянный герой ленты. По сути, весь фильм - безмолвное скитание еврейского мальчика по оккупированной нацистами земле. Почти босховский мир, созданный на экране Мархоулом, условен. Действие происходит в некоем месте в некоем времени с некими людьми. Чтобы подчеркнуть эту условность, автор снимает картину на черно-белую пленку, которая лишает ее персонажей индивидуальности. Кроме того, в «Раскрашенной птице» практически нет слов: главный герой молчалив, а остальные общаются друг с другом при помощи вымышленного межславянского языка. Таким образом автор пытался показать на экране портрет всего человечества, массовое исступление и безумство людей, доведенных войной и геноцидом.
Без всяких прелюдий Мархоул открывает картину сценой, в которой дети отбирают у главного героя ручного хорька и заживо сжигают зверя на глазах у парнишки. Дальше - больше. Мальчик попадает в избушку к странной пожилой женщине. Вскоре старушка умирает, а ее ветхий дом сгорает дотла. Героя продают в рабство местной колдунье, а потом выгоняют из деревни. Свое странствие он продолжает, подобно Телемаху, разыскивающему отца. По аналогии с гомеровской «Одиссеей» картина поделена на 9 глав-эпизодов. Впрочем, лента отсылает и к «Божественной комедии» Данте - персонаж «Раскрашенной птицы» тоже попадает в своеобразное путешествие по кругам ада.
В одной из самых жестоких сцен фильма герой Удо Кира - эксцентричный мельник, ревнующий жену к молодому мужчине, при помощи ложки выковыривает его глаза и скармливает их своим кошкам. Потерю зрения в этом кошмарном мире, созданном Вацлавом Мархоулом, можно рассматривать как своего рода благословление (от которого в некоторых сценах, возможно, не отказались бы и зрители «Раскрашенной птицы»). В этом эпизоде есть отсылки и к Тарковскому, и к «Царю Эдипу» Пазолини. Вообще, фильм буквально построен на цитировании известных кинопроизведений. В своей картине Мархоул отвешивает реверансы и Бела Тарру, и Альфреду Хичкоку (режиссер заимствовал известный образ птичьей стаи, символизирующей враждебность мира), и Элему Климову.
Нужно отметить, что именно «Иди и смотри» Климова вдохновила автора на создание фильма. К слову, в картине Мархоула в эпизодической роли появляется Алексей Кравченко, сыгравший главного героя в «Иди и смотри». Однако если мэтр советского кино в своей ленте проносил пацифистскую идею, показывая ужасы на экране, то чех Мархоул, кажется, подвергает зрителей пыткам без особой на то причины. Чередующиеся друг за другом сцены насилия вызывают отвращение на физическом уровне, не позволяя испытать катарсис после просмотра фильма.
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса