TIFF 2019: Поэзия жизни в фильме «О бесконечности» Роя Андерссона
В рамках 44 Международного кинофестиваля в Торонто показали картину Роя Андерссона «О бесконечности», созданную на основе сказок «Тысячи и одной ночи». Новая философская работа шведского мэтра кино - очаровательная, нежная лента, пронизанная любовью к жизни. Картина продолжает серию трагикомических произведений Андерссона.
Предыдущая лента режиссера «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» завершила трилогию о том, что значит быть человеком, над которой Рой Андерссон работал около восемнадцати лет. Снятая же пять лет спустя «О бесконечности» больше напоминает ранние работы мастера: нежные, легкие, абсурдные, а иногда задумчивые и меланхоличные. Между тем, картина снята в легко узнаваемой андерссовской манере - у нее нет ни сюжета, ни главного героя. Как и в других фильмах режиссера, здесь нет профессиональных актеров, нет подвижной камеры и натурных съемок. Действие картины вновь разворачивается в некоем безымянном, туманном скандинавском городе.
Рассказчиком в картине выступает молодая женщина - по словам самого автора, эдакая современная Шахерезада. Каждый из небольших эпизодов фильма она начинает со слов: «Я видела...», и ее почти потусторонний, нежный закадровый голос задает повествованию особый код - бесконечности и гармоничности бытия. В этом коде, возможно, заложена мысль о том, что за жизнью нужно наблюдать издалека - иными словами, относиться к ней философски. «Я видела человека, который сбился в пути», - звучит голос рассказчицы во вступлении к картине. На экране появляется высокий худощавый парень, случайно забредший в кафе - однако слова Шахерезады не обязательно относятся именно к этому герою. Они являются обобщающими для всех персонажей фильма - одиноких и заблудших душах, ищущих успокоения, любви и счастья.
Единственный герой, который периодически появляется в фильме - священник, переживающий кризис веры. По ночам ему снятся кошмары: во сне он видит толпу, жаждущую его распятия. В отчаянии, опустошенный и подавленный, он отправляется к психотерапевту. «Во что верить, если Бога нет?» - спрашивает священник. «Возможно, довольствоваться жизнью», - советует ему врач.
Вообще, картина целиком пропитана нежностью и любовью к жизни. В своем фильме Андерссон словно пытается «переключить» зрителей на более высокую частоту: он обращает внимание на то, что люди практически перестали замечать простые вещи, в которых заключается поэзия жизни. Вот у мужчины заглохла машина на дороге, и тщетно пытаясь починить ее, он не видит стаю перелетных птиц, парящих в небе. Вот стоматолог за барной стойкой уставился в свой стакан, в то время как за окном в нежном вальсе кружатся хлопья снега... «Разве это не прекрасно?» - говорит другой герой, будто пытаясь привлечь его внимание. «Что?» - спрашивают воскликнувшего. «Всё. Всё прекрасно», - отвечает он. В этом коротком диалоге кроется смысл картины - бесконечность, на которой предлагает сосредоточиться Рой Андерссон.
Идею красоты и полноты жизни режиссер привносит и в звуко-визуальный ряд фильма. Слегка туманное, выбеленное изображение создает сказочную, нереальную атмосферу, которая подчеркивается в ленте нежной и убаюкивающей, «вечной» закадровой музыкой.
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса