TIFF 2019: искусство обмана в «Правде» Хирокадзу Корээды
В рамках 44 Международного фестиваля в Торонто прошел показ фильма «Правда» режиссера Хирокадзу Корээды. Мэтр кино, в прошлом году завоевавший Золотую пальмовую ветвь за «Магазинных воришек», приехал на киносмотр со своей первой неяпонской работой. Главные роли в картине исполнили звезды французского кино Катрин Денев и Жюльет Бинош.
В центре сюжета фильма - престарелая французская кинодива Фабьен (Катрин Денев), пожинающая плоды былой славы. Она всегда предпочитала отношениям с людьми и со своей семьей карьеру, и сейчас одинока. Ее близкий друг и агент уволился после публикации мемуаров актрисы, в которых о нем нет ни строчки. У Фабьен есть любовник, но она не воспринимает его как мужчину. К своей дочери героиня Денев также всегда относилась прохладно и не уделяла внимания. Однако по случаю выпуска мемуаров Люмир (Жюльет Бинош), уехавшая от деспотичной, как она считала, матери в Америку, впервые за долгие годы решает навестить ее. Вместе с ней в Париж приезжают ее муж, телевизионный актер-неудачник, и дочка. Люмир читает мемуары, которые оказываются сплошной «липой»: Фабьен слишком сильно приукрасила свое прошлое. Тогда в доме, похожем на замок, возрождаются, казалось бы, давно похороненные обиды и разгорается семейная драма.
Параллельно, Фабьен снимается в фантастическом фильме о взаимоотношениях матери и дочери под названием «Воспоминания о моей матери». Отношения с Люмир, которой она никогда не уделяла достаточного внимания, кинодива использует лишь как материал для роли. Играть и притворяться Фабьен продолжает и вне съемочной площадки. Однако в фильме Корээды свои партии исполняют и другие персонажи - Люмир, мастерски сочиняющая истории, и ее дочь, мечтающая об актерской карьере и унаследовавшая талант бабушки.
Признанный мастер кино Хирокадзу Корээда в своей новой работе вновь обращается к исследованию привычной для его творчества темы об отношениях разных поколений, об отстраненных родителях и их недолюбленных детях. И, как большинство фильмов режиссера, «Правда» словно пытается запутать зрителя. Она выходит за рамки жанра семейной драмы, и практически превращается в триллер, в котором у каждого из героев свои скелеты в шкафу. Персонажи фильма лгут не только друг другу, но и самим себе, и более того, видят во лжи единственно возможный и правильный способ существования.
В ленте японский режиссер самозабвенно любуется игрой Катрин Денев и Жюльет Бинош. Корээда не случайно снял фильм, в котором все герои страстно увлечены кино, на родине братьев Люмьер, превратив «Правду» в своеобразное любовное признание всему кинематографу. Тем не менее, мастер постарался привнести в свою первую французскую картину японскую поэтику: на протяжении ленты природа вторит чувствам персонажей. Корээда передает чувства героев посредством удивительных по красоте пейзажей, в которых заключается вся гармония мира, простота и проникновенность, присущая японским хокку. Пожалуй, именно в этом - главная заслуга режиссера, сумевшего сохранить чувственность киноязыка в фильме, снятом на неродном для режиссёра французском.
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса