TIFF 2019: душераздирающая семейная драма в Торонто
В рамках 44 Международного фестиваля в Торонто / Toronto International Film Festival прошла премьера драмы «Брачная история» / «Marriage Story» режиссера и сценариста Ноя Баумбаха. Главных героев, переживающих сложный период развода, сыграли Скарлетт Йоханссон и Адам Драйвер.
Фильм начинается с того, что Николь и Чарли ходят к семейному психотерапевту и находятся на стадии разрыва отношений. Причины для развода есть, как и для того, чтобы остаться вместе. Например, у пары есть восьмилетний сын Генри, которого они безмерно любят.
Николь когда-то была многообещающей актрисой в Лос-Анджелесе, но пожертвовала карьерой в Голливуде и стала работать вместе с мужем в театре Нью-Йорка. Чарли – добрый и заботливый, к тому же талантливый режиссер, для которого работа многое значит. Когда-то они любили друг друга, но теперь их союз стремительно рушится под тяжестью нарастающих обид. Николь мечтает вернуться обратно в Лос-Анджелес и получить наконец желанную телевизионную роль, но Чарли слышать об этом не желает и хочет остаться в Нью-Йорке. Их спор о месте жительства проверяет на прочность и без того натянутые отношения.
После того, как они расстаются, Николь забирает Генри и возвращается в свой родной Лос-Анджелес, чтобы сняться в пилотной серии нового сериала. Она проводит время со своими друзьями, и новая жизнь начинает обретать форму и приносить радость. Но Чарли не отдаст ей просто так сына, борьба еще не окончена, и он требует совместной опеки над Генри.
Оторваться от игры актеров Драйвера и Йоханссон просто невозможно. Они очень правдоподобно отразили чувства героев, которые перетекают от любви к растущей взаимной враждебности. Баумбах при этом мастерски показывает, насколько линия между этими чувствами может быть размытой. Если Адаму Драйверу режиссер полностью доверяет и снял его в нескольких своих фильмах, таких как «Милая Фрэнсис» и «Пока мы молоды», то со Скарлетт Йоханссон он пошел на риск и не прогадал.
Герои начинают свои споры и постепенное отдаление друг от друга с негромких перепалок, которые идут по нарастающей и переходят в мучительные скандалы. Адвокаты героев в исполнении Лоры Дерн и Рэя Лиотты только подсыпают перца и добавляют остроты их конфликтам, которые, несомненно, ведут к неизбежному краху отношений.
Оператор Робби Райан использует красноречивый визуальный язык, перемежая крупные планы, которые фиксируют малейшие изменения в мимике актеров, с поразительными общими планами, показывающими, что Чарли и Николь далеки друг от друга не только в мыслях, но и физически - расстояние между ними сложно не заметить.
Номинант на премию Оскар Баумбах очень элегантно ведет повествование, изредка возвращаясь к счастливым моментам пары, которые показывают, как они влюбились и строили совместную жизнь. Возможно, настолько правдиво и проникновенно режиссеру удалось рассказать историю еще и потому, что он частично основывался на своем опыте – пережил развод с актрисой Дженнифер Джейсон Ли (в 2010 году начался бракоразводный процесс, в качестве причин которого указывались «непримиримые разногласия», а завершился он лишь спустя 3 года). Поэтому и получилась глубоко личная история, в которой когда-то близкие люди безжалостно ранят друг друга.
Одно из самых больших откровений фильма: развод, даже когда он неизбежен, не всегда опирается на реальные чувства, а иногда становится своего рода актом мучительного самоотречения, когда человек идет наперекор своему сердцу и полагается только на доводы разума.
Режиссер воспроизвел резко очерченный и при этом сострадательный портрет распадающегося брака. Фильм получился по-настоящему душераздирающим – люди, которые так искренне влюбились друг в друга в начале, со временем понимают, что абсолютно несовместимы и не подходят друг другу. Никто в этом не виноват, в этом и состоит трагедия.
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса