Рецензия на фильм «Звездные войны: Пробуждение силы»: О, где же ты, Люк?
17 декабря 2015 года в широкий российский прокат выходит фильм «Звёздные войны: Пробуждение силы» (дистрибьютор – компания WDSSPR). Седьмой эпизод франшизы по традиции строится на противостоянии Темной и Светлой сторон Силы. В этот раз представители каждой из сторон сосредоточены на поисках последнего джедая Люка Скайуокера, который много лет назад бесследно исчез (да так удачно прятался все эти годы, что даже не попал на постер «Пробуждения силы», хотя является одним из ключевых персонажей картины).
Создатели фильма решили сделать ставку на ностальгическую любовь зрителей к оригинальной трилогии Лукаса (эпизоды IV-VI), и это у них получилось отлично. «Пробуждение силы» снято в лучших традициях первых (по хронологии выхода на экраны) «Звездных войн» - как по духу, так и по стилистике. Конечно, со времен 70-х годов прошлого века технологии кинопроизводства ушли далеко вперед, но в данном случае на визуальные эффекты просто не обращаешь внимания. Джей Джей Абрамсу удалось добиться того, что картинка безукоризненна, но при этом не перетягивает одеяло на себя, а работает на историю.
Как неоднократно отмечалось в пресс-релизах, одними из главных действующих лиц в картине являются герои оригинальной трилогии: Хан Соло, Принцесса Лея (впрочем, теперь она Королева и Генерал) и вышеупомянутый Люк Скайуокер. На московской премьере фильма появление на экране каждого из них вызывает в зале бурные аплодисменты. Да, все они изменились (и не только внешне), но по-прежнему в строю и все еще борются с Империей (теперь в лице Первого Ордена).
Впрочем, создатели фильма так заигрались в ностальгию, что картина кажется лишенной оригинальности и своего собственного духа, выхолощенной и в определенной степени вторичной. Отсылки к оригиналу считываются едва ли не в каждом кадре. На уровне сюжета картина воспринимается подобием ремейка эпизода IV со вставками из других частей франшизы. Отличием же является то, что действие происходит 30 лет спустя тех событий, и в повествование введены новые герои. Посмотрев картину целиком, понимаешь, почему ее детали держались в таком секрете – по сути, фильм удерживает внимание зрителя несколькими сюжетными твистами и неожиданными откровениями (хотя неожиданными они оказываются разве что для героев Джона Бойеги и Дэйзи Ридли – остальные персонажи давно уже в курсе событий). Да и то все эти неожиданности раскрываются в первой половине фильма, а самой главной загадкой до самого конца фильма остается вопрос, кто первый найдет Люка – Кайло Рен или лидеры Сопротивления. По сути, интерес вызывает то, что именуется спойлерами – раскрой их (мы этого делать не будем), и вряд ли фильм будет смотреться на одном дыхании.
Глотком свежего воздуха и тем, что привносит во франшизу элемент новизны, является «молодая кровь» - актеры, сыгравшие в ленте главные роли: Джон Бойега, Дэйзи Ридли и Адам Драйвер. Взять на ключевые позиции малоизвестных артистов (да и сам выбор именно этих артистов) кажется блестящим кастинг-решением. Помимо того, что за ними не тянется шлейф предыдущих ролей, так и их персонажи появляются во вселенной «Звездных войн» впервые, и оба этих элемента вкупе работают на то, что публика просто не знает, чего от них ждать.
Еще одной сильной чертой фильма является грамотный баланс экшена и комедийных элементов. Учтя реакцию зрителей предыдущих эпизодов, создатели не стали включать в картину ярко выраженные комедийные моменты. Юмор в картине, конечно, присутствует, но не в концентрированном виде. За шутки ответственны в первую очередь Хан Соло, Чубакка и Финн, но их реплики и подтрунивание друг над другом вызывают даже не смех, а улыбку, благодаря чему драматическая составляющая ленты перевешивает.
Впрочем, по ажиотажу к седьмому эпизоду «Звездных войн», возникшему задолго до выхода картины в прокат (о чем говорят в том числе рекордные предпродажи билетов), мало кого волнует, окажется ли фильм хорошим или плохим – в любом случае, это событие, которое нельзя пропустить. Как отмечали первые зрители фильма в фойе перед началом сеанса: «Это не первый показ, уже был сеанс для прессы». – «Зачем?» – «Чтобы критики могли рецензии написать». – «Да не нужно о фильме ничего писать – на него и так все пойдут!». В невероятной востребованности (и, как следствие, кассовости) фильма не сомневается никто. Вопрос лишь в том, как много он заработает. Об этом узнаем уже скоро.