24 июня 2015 12:08
«Милый Ханс, дорогой Петр»: Война как предчувствие
Третья режиссерская работа знаменитого режиссера и сценариста Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр» участвует в основном конкурсе 37 Московского международного кинофестиваля (19-26 июня 2015 года). В независимости от того, получит или нет фестивальные призы новая картина мэтра, она обещает стать большим кинематографическим событием.
«Милый Ханс, дорогой Петр» - явление уникальное по многим причинам. Условно ленту можно отнести к военному кино, но в сонме картин о Великой отечественной войне, которые выходят в России в последние годы, она будет стоять особняком. Здесь нет ни подвигов, ни боевых сцен, ни героизма. Есть только герои – обычные люди, русские и немцы, работающие на советском заводе предвоенной весной. Один из них – Ханс (Якоб Диль) острее других ощущает приближение катастрофы, которой, война, безусловно, является. Ее проекцией в фильме становится производственная авария, произошедшая в результате ошибки Ханса во время ответственной варки и повлекшая гибель русской работницы завода. Невольно герой оказывается убийцей, предвосхищая ту участь, которую ему уготовила Вторая мировая и вступление в ряды немецко-фашистской армии. К слову, повышение температуры в печи, допущенное Хансом, приводит не только к смертоносному взрыву, но и к изготовлению оптического стекла того качества, которого до печального случая специалистам из Германии достичь не удавалось. В этой детали сюжета можно усмотреть еще одну проекцию в будущее: высокоточная оптика для стрелкового оружия, разработанная ценой человеческих жертв, во время войны принесет гораздо большие потери.
Вообще говоря, в картине Александра Миндадзе нет ни одного случайного фрагмента – каждую сцену, образ и символ можно экстраполировать на катастрофу, о приближении которой мы, зрители, в отличие от героев, знаем. Поиск спящих внутри сюжета снарядов, обреченных взорваться за рамками фабулы, превращают просмотр фильма в увлекательную головоломку, ту самую работу над собой, ради которой мы и обращаемся к подлинным произведениям киноискусства. К последним ленту позволяет отнести и необходимый элемент неожиданности – даже самый прозорливый зритель не сумеет предугадать, что между Хансом и свидетелем его роковых действий у печи, советским рабочим Петром (Андрюс Даряла) зародится искренняя дружба. Миндадзе мастерски избегает предсказуемых ходов и не делает героев, которые могут испортить жизнь друг друга, врагами, что было бы логично в контексте будущего военного противостояния СССР и Германии, а, наоборот, сближает их, доказывая, что по природе своей человек на сражения не запрограммирован.
Картина «Милый Ханс, дорогой Петр» утверждает гуманистические ценности и показывает противоестественность войны, предчувствием которой и объясняется странное, зачастую нездоровое поведение персонажей. Каждый из них по-своему сопротивляется грядущим обстоятельствам: кто-то досрочно покидает поле боя, которым вскоре станет земля, кто-то решается проститься с жизнью, уже надев военную форму. В ретро-фильме Александра Миндазе, удивительно созвучном с днем сегодняшним, вы не увидите ни «плохих немцев», ни «хороших русских», ни эффектных батальных сцен, ни великих побед. Эта картина позволит вам едва ли не на физическим уровне ощутить эмоции, переживаемые человеком в ситуации неожиданной перемены участи. Международной команде фильма под руководством Александра Миндадзе удалось создать абсолютно целостное – от изобразительного и звукового решения до слаженной игры уникального интернационального актерского состава – произведение, наполненное истинным, не кричащим драматизмом. «Милый Ханс, дорогой Петр» рассказывает историю универсальным киноязыком, а потому хочется верить и в продолжение международной истории самой картины, первыми зрителями которой станут гости Московского международного кинофестиваля.
«Милый Ханс, дорогой Петр» - явление уникальное по многим причинам. Условно ленту можно отнести к военному кино, но в сонме картин о Великой отечественной войне, которые выходят в России в последние годы, она будет стоять особняком. Здесь нет ни подвигов, ни боевых сцен, ни героизма. Есть только герои – обычные люди, русские и немцы, работающие на советском заводе предвоенной весной. Один из них – Ханс (Якоб Диль) острее других ощущает приближение катастрофы, которой, война, безусловно, является. Ее проекцией в фильме становится производственная авария, произошедшая в результате ошибки Ханса во время ответственной варки и повлекшая гибель русской работницы завода. Невольно герой оказывается убийцей, предвосхищая ту участь, которую ему уготовила Вторая мировая и вступление в ряды немецко-фашистской армии. К слову, повышение температуры в печи, допущенное Хансом, приводит не только к смертоносному взрыву, но и к изготовлению оптического стекла того качества, которого до печального случая специалистам из Германии достичь не удавалось. В этой детали сюжета можно усмотреть еще одну проекцию в будущее: высокоточная оптика для стрелкового оружия, разработанная ценой человеческих жертв, во время войны принесет гораздо большие потери.
Вообще говоря, в картине Александра Миндадзе нет ни одного случайного фрагмента – каждую сцену, образ и символ можно экстраполировать на катастрофу, о приближении которой мы, зрители, в отличие от героев, знаем. Поиск спящих внутри сюжета снарядов, обреченных взорваться за рамками фабулы, превращают просмотр фильма в увлекательную головоломку, ту самую работу над собой, ради которой мы и обращаемся к подлинным произведениям киноискусства. К последним ленту позволяет отнести и необходимый элемент неожиданности – даже самый прозорливый зритель не сумеет предугадать, что между Хансом и свидетелем его роковых действий у печи, советским рабочим Петром (Андрюс Даряла) зародится искренняя дружба. Миндадзе мастерски избегает предсказуемых ходов и не делает героев, которые могут испортить жизнь друг друга, врагами, что было бы логично в контексте будущего военного противостояния СССР и Германии, а, наоборот, сближает их, доказывая, что по природе своей человек на сражения не запрограммирован.
Картина «Милый Ханс, дорогой Петр» утверждает гуманистические ценности и показывает противоестественность войны, предчувствием которой и объясняется странное, зачастую нездоровое поведение персонажей. Каждый из них по-своему сопротивляется грядущим обстоятельствам: кто-то досрочно покидает поле боя, которым вскоре станет земля, кто-то решается проститься с жизнью, уже надев военную форму. В ретро-фильме Александра Миндазе, удивительно созвучном с днем сегодняшним, вы не увидите ни «плохих немцев», ни «хороших русских», ни эффектных батальных сцен, ни великих побед. Эта картина позволит вам едва ли не на физическим уровне ощутить эмоции, переживаемые человеком в ситуации неожиданной перемены участи. Международной команде фильма под руководством Александра Миндадзе удалось создать абсолютно целостное – от изобразительного и звукового решения до слаженной игры уникального интернационального актерского состава – произведение, наполненное истинным, не кричащим драматизмом. «Милый Ханс, дорогой Петр» рассказывает историю универсальным киноязыком, а потому хочется верить и в продолжение международной истории самой картины, первыми зрителями которой станут гости Московского международного кинофестиваля.
Все новости о фильме
28.04.2024
Александру Миндадзе исполняется 75 лет
29.11.2021
Александр Миндадзе выпускает сборник киноповестей
29.07.2019
Александр Миндадзе ищет партнеров на завершение камерной драмы «Паркет»
21.04.2016
Прокат фильма Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр» продолжается
02.03.2016
Прошла премьера фильма Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр»
08.02.2016
Фильм «Милый Ханс, дорогой Петр» принял участие в Роттердамском фестивале
29.12.2015
20 самых ожидаемых российских фильмов 2016 года
23.12.2015
Фильм «Милый Ханс, дорогой Петр» получил три приза на Фестивале авторского кино в Чикаго
16.12.2015
Фильм «Милый Ханс, дорогой Петр» выйдет в прокат в России и за рубежом
21.10.2015
Журнал «Сеанс» покажет ретроспективу фильмов Александра Миндадзе
Другие статьи по теме Кинокомпания «Студия Пассажир»
28.04.2024
Александру Миндадзе исполняется 75 лет
20.04.2022
Открыт набор в Лабораторию документального кино
11.05.2020
Александр Миндадзе завершает работу над фильмом «Паркет»
17.10.2016
Путешествие Райнера Мария Рильке по России продолжается
13.06.2016
«Студия «Пассажир» начала съемки документального фильма «Рильке и Россия»
Реклама