«50 оттенков серого»: Скука доминирует
12 февраля в российский прокат вышел один из самых ожидаемых фильмов 2015 года «50 оттенков серого» (дистрибьютор – UPI). На старте эротическая мелодрама с садо-мазо-уклоном добилась небывалых для релизов с рейтингом 18+ результатов, собрав в первый же день кинотеатрального показа 157 миллионов рублей. Однако большой вопрос: будет ли картина и дальше ставить кассовые рекорды, ведь при ее просмотре публика откровенно скучает.
Безусловно, главной аудиторией фильма режиссера Сэм Тейлор-Джонсон в минувший уикенд были влюбленные пары, решившие отметить День Святого Валентина в уютной темноте кинозалов. В одном из них побывала и автор этих строк, решившая понаблюдать за реакцией зрителей на, пожалуй, самое обсуждаемое кинотеатральное предложение февраля. Дамы и кавалеры всех возрастов, позволяющих смотреть на широком экране фильм о запретной страсти с элементами БДСМ, собрались в ожидании чего-то захватывающего и вдохновляющего. Но палитра эмоций, возникающих при просмотре экранизации пикантного бестселлера, ограничилась дружными смешками в начале фильма и гробовой тишиной на протяжении следующих полутора часов, когда по идее между героями Дакоты Джонсон и Джейми Дорнана должно происходить всё самое интересное. Происходит же нечто абсолютно невнятное, но, слава богу, лишенное фраз вроде «моя внутренняя богиня падает без чувств», которыми изобилует литературный первоисточник Э.Л. Джеймс. Хотя бы за отказ следовать всем буквам романа и не вызывающие отторжения эротические сцены Сэм Тейлор-Джонсон можно сказать спасибо.
В остальном же фильм «50 оттенков серого» наследует своей книжной основе по части гипертрофированной вторичности. Анастейша Стил (Джонсон) и Кристиан Грей (Дорнан) напоминают персонажей «Сумерек» (книга Джеймс – «фанфик» по мотивам вампирской саги), мечтающих пережить собственные «Девять с половиной недель». Чистая дева, познающая разнообразные грани порока, постоянно закусывает губу, отсылая к «сумеречной» Бэлле в исполнении Кристен Стюарт, чей рот никогда не закрывался от наплыва чувств к Эдварду Каллену. 27-летний миллиардер-распутник борется с порывом раскрыть израненную душу перед нежной жертвой, убеждая ее в том, что ему не нужны отношения, ведь он - вампир не романтик, а вовсе даже доминант. Сказано – сделано: Джейми Дорнан в роли Грея пытается достоверно доминировать, подобно другому незабвенному Грею, а именно – Джону в блестящем исполнении Микки Рурка. Усилия молодого актера не оправдываются и, в отличие от своей партнерши, которая смотрится достаточно живой и естественной (когда не закусывает губу), он выглядит картонной функцией под гнетом собственного чересчур вычурного персонажа. Сами эротические сцены весьма эстетичны, но драматического накала страстей в них нет. За этим - лучше пересмотреть упомянутые «Девять с половиной недель» или «Основной инстинкт», а тем, кто искал в картине «БДСМ-откровений», полезнее обратиться к раннему творчеству еще одной Грей (Саши). Максимум, что могут дать зрителю «50 оттенков серого» приятный саундтрек и глянцевый визуальный ряд, не требующий ни погружения, ни концентрации.