4 июня 2013 20:27
«Гагарин. Первый в космосе»: Первый фильм комом
Курс на патриотизм, взятый нашим кинематографом в последнее время, продемонстрировал воодушевляющий старт фильма Николая Лебедева «Легенда № 17». Можно по-разному относиться к идеологическому посылу картины о выдающемся хоккеисте Валерии Харламове, но то, что это крепкая и качественная работа, сомнений не вызывает. Чего не скажешь о новом духоподъемном фильме «Гагарин. Первый в космосе», который выходит на российские экраны 6 июня 2013 года (дистрибьютор – ЦПШ).
Юрий Гагарин – безусловно, важнейший российский герой 20 века и символ той мощи, на которую была способна наша страна в пору освоения человечеством космоса. Почему о фигуре такого масштаба до сих пор не было снято ни одного художественного фильма, действительно, непонятно. В этом контексте байопик Гагарина, созданный режиссером Павлом Пархоменко и продюсером Олегом Капанцом, пожалуй, можно считать важным явлением в отечественном кинематографе. Досадно, что важным художественным произведением «Гагарин. Первый в космосе» при всем уважении к попытке создателей картины поднять такую серьезную тему, как первый в мире орбитальный облет планеты Земля, назвать трудно.
Добротный фильм всегда отличается «отсутствием швов», когда режиссерская, операторская, актерская работы создают гармоничный симбиоз, механика которого не бросается в глаза, а заставляет зрителя задаваться вопросом «как это сделано?». В этом отношении, «Гагарин. Первый в космосе» представляется настоящим «лоскутным одеялом», продуктом творчества едва ли не самодеятельного. Режиссура фильма такова, что в каждой отдельной сцене видно, как именно актеры входили в кадр. Подобный подход, естественно, не позволяет выглядеть убедительно даже таким маститым профессионалам, как Михаил Филиппов (академик Королев), Владимир Стеклов (генерал Каманин), Виктор Проскурин (отец Гагарина) и Надежда Маркина (мать Гагарина), а талантливую молодежь во главе с Ярославом Жалниным (Юрий Гагарин) и вовсе превращает в «говорящие головы».
Сценарий практически целиком строится на флэшбеках, призванных раскрыть внутренний мир Юрия Гагарина, у которого за считанные минуты до полета в космическом корабле «Восток - 1», перед глазами проносится вся прежняя жизнь… К сожалению, и сам прием слишком нарочит в таких количествах, и собственно «памятные сцены» оказываются лишь схематичными зарисовками.
Работа Антона Антонова напоминает экранизацию учебника по операторскому мастерству. По делу, и без дела зрителя удивляют пролетами камеры с подъемами и переворотами, а напряженные психологические моменты иллюстрируют крупными планами. Учитывая, что команда «Первого в космосе» стремилась создать человеческую драму, а не космический экшн, нетрудно догадаться, что их (крупных планов) рекордно много. И вот именно здесь выплывает самый вопиющий просчет картины, несравнимый со всеми предыдущими (возможно, слишком специально киноведческими) замечаниями. Речь идет о работе гримера. Я не знаю, где еще в наше время можно увидеть, каким количеством слоев наложен тональный крем на лица актеров и из какого папье-маше сделаны знаменитые «хрущевские бородавки». Такое допустимо разве что в китче. Едва ли создатели первого биографического фильма о главном отечественном герое 20 века, покорителе космоса Юрии Гагарине рассчитывали на подобный эффект…
Реклама