29 октября 2012 13:21
Хобби агента Её Величества Елизаветы II – воскресать
23 октября 2012 года в Европе начался прокат «007: Координаты Скайфолл». Это уже 23-й по счету фильм знаменитой франшизы, отметившей свой полувековой юбилей (5 октября был объявлен Всемирным Днем Джеймса Бонда). В России картиной Сэма Мендеса занимается компания WDSSPR (на экранах – с 26 октября).
Бен Уишоу («Мой брат Том», «Парфюмер: История одного убийцы») стал новым Q. Лучшего воплощения фаната виртуального мира, думаю, Сэм Мендес и не искал. Он знаком с актером со времен их сотрудничества на исторических телепроектах «Ричард II» и «Пустая корона», в которых Бен Уишоу снимался в заглавной роли. В столкновении образов Бонда и лохматого очкарика Q проявляется главная тема фильма: Бонд и старость.
На пенсию стараются выпроводить М. - начальницу MI6. Она же и ее начальники недвусмысленно говорят о годах самого Бонда и сомневаются в физической кондиции агента. Ему приходится пройти унизительный тест на выносливость и выслушать пренебрежительную реплику от Q, мол, в пижаме у компьютера за пару минут можно сделать больше, чем под силу Бонду со своей его активной шпионской деятельностью. Но не весь мир зависит от компьютерных технологий, пытается утверждать фильм. Мир нуждается и в стареющем профессионале – рыцаре 007, всегда готовом принять ближний бой без оглядки на каких-то варанов или огнеметы. Кадр, в котором Джеймс Бонд стоит над Лондоном, а перед ним реет британский флаг, внушает – он на пенсию не собирается, иначе мир погибнет.
Но события 21 века требовали резко пересмотреть отношения и к главному герою, и к его врагам. К тому же, на пятки наступала новая франшиза. В 2002 году появился первый фильм об агенте-лузере Джейсоне Борне - «Идентификация Борна» с Мэттом Дэймоном в главной роли. Облик артиста зрителю говорил, это фильм про парня, который из «соседнего двора».
Перезагрузка шпионского сериала произошла в 2006-ом году, когда продюсеры к сценаристам Нилу Пёрвису и Роберту Уэйду пригласили в помощь Пола Хагисса, снявшего «оскароносный» фильм «Столкновение» и написавшего для Клинта Иствуда «Малышку на миллион». Новый взгляд на Бонда требовал и нового подхода к выбору артиста. Так на главную роль в фильме «Казино Рояль» был приглашен драматический актер Дэниэл Крейг.
Обычно рядом с его фамилией ставят блокбастер «Лара Крофт: Расхитительница гробниц», но в биографии Крейга есть фильмы «Одержимость», «Любовь – это дьявол», «Сильвия». В том же 2006 году, что и «Казино Рояль», вышел фильм по Трумену Капоте «Дурная слава» - абсолютная противоположность жанра экшн. Если не знать фамилию актера, то узнать в нем Дэниэла Крейга сложно. Он, как классический воспитанник британской актерской школы, запоминается не именем, а ролями. (Если будет время и желание, посмотрите, например, фильм «Сильвия», в котором актер сыграл роль любящего мужа, не могущего справиться с ревностью к поэтическому гению своей жены Сильвии Платт).
Эпизод со стулом, на котором злодей Лё Шифр (Мадс Миккельсен) из «Казино…» бил голого Бонда по интимному месту, превратился в толстый намек на нетрадиционные сексуальные опыты агента. О них вкрадчивым голосом спрашивает трагический злодей по имени Сильва, в роли которого испанец Хавьер Бардем, выкрашенный к тому же в блондина. Зал в этом эпизоде слегка проявил себя легким смешком. Кстати, дела, которыми занимается Сильва, отдаленно напоминают дела Джулиана Пола Ассанжа, основателя портала WikiLeaks.
Сценаристы по всему «…Скайфоллу» щедро рассыпали намеки, символы, связанные с британской культурой. Например, вовсе не нужно быть глубоким знатоком Шекспира, чтобы узнать основной мотив Гамлета «быть или не быть» или картину Тернера. Мне лично в эпизоде атаки на шотландское родовое имение Бонда понравился киноманский привет Сэма Мендеса военной эпопее Копполы «Апокалипсис сегодня».
Радует уважительное отношение и к самой истории «бондианы». Особенно запоминается диалог М., когда она спрашивает Бонда: «Куда мы едем?», - и слышит в ответ «В прошлое. Там у нас больше козырей». А диалог между тем происходит в роскошном на вид авто Aston Martin DB5, которым в 60-ые управлял Бонд – сэр Шон Коннери. Роскошном только на вид, но М. выражает недовольство некомфортным креслом.
Сэм Мендес смело перемешивает низкое (перестрелки, погони, взрывы) с высоким - встреча Бонда и Q происходит в музее, а М цитирует строки из поэмы «Улисс»:
«Хоть нет у нас той силы, что играла
В былые дни и небом и землею,
Собой остались мы; сердца героев,
Изношенны годами и судьбой,
Но воля непреклонно нас зовет
Бороться и искать, найти и не сдаваться».
Зрители старшего поколения узнают финальную строку в романе «Два капитана» Вениамина Каверина. Но массовой публике авторы облегчают процесс угадывания и прямо в кадре сообщают имя поэта викторианской эпохи Лорда Альфреда Теннисона.
Интеллектуальных радостей в «…Скайфолле» столько, что можно даже во время сеанса устроить игру среди знатоков. Увы, длительность каждого трюка или эпизода такова, что время для воспоминаний или угадываний предостаточно. Так, например, продолжение первой погони уже на крыше поезда было столь долгим, что я успела вспомнить и «Breakthru», знаменитый клип, в котором лидер «Queen» Фредди Меркьюри пел также на крыше поезда.
Особенно мне жаль, что никто не вздохнул в финале, когда авторы сценария нашли способ попрощаться с М. навсегда, так как Дама Джуди Денч уже объявила о том, что покидает сериал. Чувствовалось, что переосмысление «бондианы» зрителей трогает мало. И все остроумные реплики оставались без ответного смеха. За 2 часа 23 минуты зал отреагировал лишь на диалог Бонда с его главным оппонентом Сильвой о нетрадиционных сексуальных опытах.
Но глаз зрителя, а заодно и мозг, уже не столь остро реагирует на происходящее и воспринимает все как шоу. Он, зритель, давно знает простую истину – главный герой не может погибнуть за первые минуты фильма. Из всех погонь, крушений, драк, из воды и огня он выйдет почти сухим и свежим, а если и поцарапанным, то слегка. А в случае с Бондом – то герой и вовсе вечен. Ведь о том, что франшиза отметила пятидесятилетний юбилей, знает каждый, кто смотрит кино. И потому, как мне кажется, чувственное сопереживание за героя уже давно ослабло.
Продюсеры оплачивали фантастические трюки в фильмах с Броснаном, что в конечном итоге привело к кризису киносериала. С появлением Дэниэля Крейга в «Казино Рояль» экшн-сцены стали осмысленнее и не столь невероятные. Но изобразительное пиршество экшн-эпизодов в «007: Координаты Скайфолл» вновь достигло своей вершины, а актеры в них вновь оказались не на первом месте. Каким будет дальнейшее развитие «бондианы», предугадать сложно, но я искренне надеюсь, что Барбара Броколли и Майкл Дж.Уилсон устоят пред соблазном формата 3D.
Новое в «бондиане»
Режиссер Сэм Мендес (и я с большим удовольствием перечислю все его фильмы - «В пути», «Дорога перемен», «Морпехи», «Проклятый путь», «Красота по-американски») успешно дебютировал в жанре экшн. Постоянные сценаристы Нил Пёрвис и Роберт Уэйд в этот раз историю писали вместе с Джо Логаном, автором сценариев к лентам «Гладиатор», «Авиатор». И в первую очередь, обращаю внимание, насколько революционно авторы подошли к стандартной теме Бонда – его девушкам. Намеки о том, что М. из всех агентов выделяет именно 007, были уже в «Казино Рояль», но в «…Скайфолле» есть эпизоды, проговаривающие об этом открытым текстом. М. стала, по сути, главной «девушкой» Бонда.
Бен Уишоу («Мой брат Том», «Парфюмер: История одного убийцы») стал новым Q. Лучшего воплощения фаната виртуального мира, думаю, Сэм Мендес и не искал. Он знаком с актером со времен их сотрудничества на исторических телепроектах «Ричард II» и «Пустая корона», в которых Бен Уишоу снимался в заглавной роли. В столкновении образов Бонда и лохматого очкарика Q проявляется главная тема фильма: Бонд и старость.
На пенсию стараются выпроводить М. - начальницу MI6. Она же и ее начальники недвусмысленно говорят о годах самого Бонда и сомневаются в физической кондиции агента. Ему приходится пройти унизительный тест на выносливость и выслушать пренебрежительную реплику от Q, мол, в пижаме у компьютера за пару минут можно сделать больше, чем под силу Бонду со своей его активной шпионской деятельностью. Но не весь мир зависит от компьютерных технологий, пытается утверждать фильм. Мир нуждается и в стареющем профессионале – рыцаре 007, всегда готовом принять ближний бой без оглядки на каких-то варанов или огнеметы. Кадр, в котором Джеймс Бонд стоит над Лондоном, а перед ним реет британский флаг, внушает – он на пенсию не собирается, иначе мир погибнет.
Дэниэл Крейг
Даже после третьего уже фильма с новым исполнителем не стихают дискуссии – какой же Бонд наиболее соответствует образу агента 007. И многие, например, отдают предпочтение элегантному Пирсу Броснану, хотя последние с ним фильмы развлекали не столько сюжетами, сколько обильной внутренней рекламой. Но тогда продюсеры Барбара Брокколи и Майкл Дж.Уилсон не могли устоять перед выгодными предложениями, и к выходу «Умри, но не сейчас» в 2002 году сериал превратился уже в откровенный кинокомикс, а агент 007 стал напоминать новогоднюю ёлку в доме миллионера.
Но события 21 века требовали резко пересмотреть отношения и к главному герою, и к его врагам. К тому же, на пятки наступала новая франшиза. В 2002 году появился первый фильм об агенте-лузере Джейсоне Борне - «Идентификация Борна» с Мэттом Дэймоном в главной роли. Облик артиста зрителю говорил, это фильм про парня, который из «соседнего двора».
Перезагрузка шпионского сериала произошла в 2006-ом году, когда продюсеры к сценаристам Нилу Пёрвису и Роберту Уэйду пригласили в помощь Пола Хагисса, снявшего «оскароносный» фильм «Столкновение» и написавшего для Клинта Иствуда «Малышку на миллион». Новый взгляд на Бонда требовал и нового подхода к выбору артиста. Так на главную роль в фильме «Казино Рояль» был приглашен драматический актер Дэниэл Крейг.
Обычно рядом с его фамилией ставят блокбастер «Лара Крофт: Расхитительница гробниц», но в биографии Крейга есть фильмы «Одержимость», «Любовь – это дьявол», «Сильвия». В том же 2006 году, что и «Казино Рояль», вышел фильм по Трумену Капоте «Дурная слава» - абсолютная противоположность жанра экшн. Если не знать фамилию актера, то узнать в нем Дэниэла Крейга сложно. Он, как классический воспитанник британской актерской школы, запоминается не именем, а ролями. (Если будет время и желание, посмотрите, например, фильм «Сильвия», в котором актер сыграл роль любящего мужа, не могущего справиться с ревностью к поэтическому гению своей жены Сильвии Платт).
Самоцитаты и культурное наследие Британии
О том, что «Казино Рояль» стал особой удачей всей франшизы, в «007: Координаты Скайфолл» свидетельствуют и заимствование больших сценарных болванок. Чтобы не обвиняли в спойлерах, напишу лишь о двух – они уже рассекречены в рекламном трейлере. Это вступительный паркур и мучения Бонда на стуле. В фильме «007: Координаты «Скайфолл» паркур по крышам стамбульского базара обновили дополнительной техникой – мотоциклами (в «Казино…» агент гонялся за плохим парнем на своих двоих).
Эпизод со стулом, на котором злодей Лё Шифр (Мадс Миккельсен) из «Казино…» бил голого Бонда по интимному месту, превратился в толстый намек на нетрадиционные сексуальные опыты агента. О них вкрадчивым голосом спрашивает трагический злодей по имени Сильва, в роли которого испанец Хавьер Бардем, выкрашенный к тому же в блондина. Зал в этом эпизоде слегка проявил себя легким смешком. Кстати, дела, которыми занимается Сильва, отдаленно напоминают дела Джулиана Пола Ассанжа, основателя портала WikiLeaks.
Сценаристы по всему «…Скайфоллу» щедро рассыпали намеки, символы, связанные с британской культурой. Например, вовсе не нужно быть глубоким знатоком Шекспира, чтобы узнать основной мотив Гамлета «быть или не быть» или картину Тернера. Мне лично в эпизоде атаки на шотландское родовое имение Бонда понравился киноманский привет Сэма Мендеса военной эпопее Копполы «Апокалипсис сегодня».
Радует уважительное отношение и к самой истории «бондианы». Особенно запоминается диалог М., когда она спрашивает Бонда: «Куда мы едем?», - и слышит в ответ «В прошлое. Там у нас больше козырей». А диалог между тем происходит в роскошном на вид авто Aston Martin DB5, которым в 60-ые управлял Бонд – сэр Шон Коннери. Роскошном только на вид, но М. выражает недовольство некомфортным креслом.
Сэм Мендес смело перемешивает низкое (перестрелки, погони, взрывы) с высоким - встреча Бонда и Q происходит в музее, а М цитирует строки из поэмы «Улисс»:
«Хоть нет у нас той силы, что играла
В былые дни и небом и землею,
Собой остались мы; сердца героев,
Изношенны годами и судьбой,
Но воля непреклонно нас зовет
Бороться и искать, найти и не сдаваться».
Зрители старшего поколения узнают финальную строку в романе «Два капитана» Вениамина Каверина. Но массовой публике авторы облегчают процесс угадывания и прямо в кадре сообщают имя поэта викторианской эпохи Лорда Альфреда Теннисона.
Интеллектуальных радостей в «…Скайфолле» столько, что можно даже во время сеанса устроить игру среди знатоков. Увы, длительность каждого трюка или эпизода такова, что время для воспоминаний или угадываний предостаточно. Так, например, продолжение первой погони уже на крыше поезда было столь долгим, что я успела вспомнить и «Breakthru», знаменитый клип, в котором лидер «Queen» Фредди Меркьюри пел также на крыше поезда.
Проблемы жанра под именем «бондиана»
В зале, где шел 23-ый фильм из самого длинного киносериала в мире, зрителей было много. Не аншлаг, но 2/3 кресел были заполнены. Зрители разных возрастов – мама с двумя сыновьями примерно 10 и 15 лет, группа парней, парочки и так далее. Но реакция зала меня удивила, и, можно сказать, слегка озадачила. Смотрели все очень спокойно. Ни один фантастический трюк или спецэффект не вызывал в кинозале эмоций. Никто не удивлялся паркуру на мотоциклах по крышам базара Стамбула, трюку со скорпионом, появлению кровожадных варанов в казино Макао, гонке по Лондону и его подземке. Неужели, думала я, моих соседей по ряду не впечатляют эффектные съемки Лондона, Шанхая, Стамбула, Шотландии? А ведь голливудский оператор Роджер Диккинс («Дом из песка и тумана», «Морпехи», «Старикам тут не место») открыточные кадры превратил в рабочие, передающие атмосферу ситуации и настроение Бонда.
Особенно мне жаль, что никто не вздохнул в финале, когда авторы сценария нашли способ попрощаться с М. навсегда, так как Дама Джуди Денч уже объявила о том, что покидает сериал. Чувствовалось, что переосмысление «бондианы» зрителей трогает мало. И все остроумные реплики оставались без ответного смеха. За 2 часа 23 минуты зал отреагировал лишь на диалог Бонда с его главным оппонентом Сильвой о нетрадиционных сексуальных опытах.
Кризис жанра
А ведь большинство кинокритиков в Европе и в России (в США фильм выйдет прокат лишь с 9 ноября 2012) уже успели написать хвалебные оды на тему «лучший фильм из всей бондианы». Потому столь спокойную реакцию в кинозале я могу объяснить лишь общей перенасыщенностью зрителей не столько «бондианой», сколько самим жанром экшн. В скольких фильмах за последние 10-15 лет взрывалось, неслось, разбивалось, гонялось и пылало? Не сосчитать. Режиссеры с продюсерами вкладывают огромные деньги в новые технологические разработки в надежде, что их необычайные спецэффекты поразят весь мир.
Но глаз зрителя, а заодно и мозг, уже не столь остро реагирует на происходящее и воспринимает все как шоу. Он, зритель, давно знает простую истину – главный герой не может погибнуть за первые минуты фильма. Из всех погонь, крушений, драк, из воды и огня он выйдет почти сухим и свежим, а если и поцарапанным, то слегка. А в случае с Бондом – то герой и вовсе вечен. Ведь о том, что франшиза отметила пятидесятилетний юбилей, знает каждый, кто смотрит кино. И потому, как мне кажется, чувственное сопереживание за героя уже давно ослабло.
Продюсеры оплачивали фантастические трюки в фильмах с Броснаном, что в конечном итоге привело к кризису киносериала. С появлением Дэниэля Крейга в «Казино Рояль» экшн-сцены стали осмысленнее и не столь невероятные. Но изобразительное пиршество экшн-эпизодов в «007: Координаты Скайфолл» вновь достигло своей вершины, а актеры в них вновь оказались не на первом месте. Каким будет дальнейшее развитие «бондианы», предугадать сложно, но я искренне надеюсь, что Барбара Броколли и Майкл Дж.Уилсон устоят пред соблазном формата 3D.
О тех, кто за кадром
Чаще всего тем, кто делает переводы диалогов, работает с актерами на озвучании, достается лишь одни упреки. За работу над фильмом «007: Координаты Скайфолл» в России мне хочется сказать добрые слова в адрес переводчика Сергея Козина и режиссера дубляжа Натальи Федоровой. Дэниэл Крейг по-русски говорит голосом Валерия Соловьева, начиная с «Казино Рояль». Олег Чернов (Батя из «Морских дьяволов») озвучил Хавьера Бардема. И особое мое восхищение вызывает Мария Кузнецова («Телец»). Дама Джуди Денч в роли М. и она воспринимаются уже как единое целое.
Все новости о фильме
08.10.2024
Продюсеры фильмов о Джеймсе Бонде ищут режиссеров, которых легче контролировать
07.04.2023
Американские студии vs китайские цензоры: влияние Китая на Голливуд ослабевает
04.10.2021
Секс и отношения: в прокате «Не время умирать», последний фильм о Джеймсе Бонде с Дэниэлом Крэйгом
25.05.2020
Коронавирус и индустрия: Голливуд хотят наказать за уступки Китаю
22.08.2018
Дэнни Бойл не будет снимать новый фильм о Джеймсе Бонде
02.08.2018
Антон Сиренко назначен главой Сони Пикчерс продакшнс энд Релизинг в России
16.08.2017
Дэниэл Крэйг: Бонд, Джеймс Бонд
31.05.2016
Сэм Мендес не будет снимать продолжение бондианы
21.07.2015
Сэм Мендес решил покинуть бондиану
03.06.2015
У Sony Pictures заканчивается срок договора с MGM на софинансирование и дистрибьюцию бондианы
Реклама