28 августа 2012 14:01
"Эволюция Борна": Необычный Кросс
Трилогия о Джейсоне Борне стала одним из самых коммерчески успешных кинопроектов нулевых, осовременив жанр шпионского боевика и завоевав миллионы верных поклонников по всему миру. 30 августа 2012 года на экраны выходит новый фильм серии (дистрибьютор – UPI), призванный возродить франшизу и расширить ее мифологию. Формально «Эволюция Борна» с этими задачами справилась, но вот сможет ли она покорить умы преданных фанатов борнианы – большой вопрос.
Дело тут не столько в том, что полюбившийся зрителям персонаж Мэтта Деймона присутствует лишь в названии картины. Сценаристы во главе с Тони Гилроем, который на сей раз выступил и в роли режиссера, придумали оригинальный ход: действие «Эволюции...» разворачивается параллельно с событиями предыдущего фильма («Ультиматум Борна», 2007). Проходить квест «вспомни, что в этот момент делал Борн» поначалу весьма увлекательно, но чем дальше развивается сюжет, тем отчетливее бессодержательность этой игры. Все отсылки к прошлому франшизы, имеющиеся в картине, не обладают никаким существенным значением для новой истории и нужны лишь для того, чтобы зритель не забывал, откуда ноги растут. Как самостоятельное произведение о сложных взаимоотношениях суперагента Аарона Кросса (Джереми Реннер) с ЦРУ, «Эволюция...» воспринимается вполне органично, в качестве весомой части «вселенной Борна» (а именно так фильм был заявлен) – увы.
Стремление Гилроя сотоварищи сохранить формальные признаки серии не ограничивается «фантомным Борном». Всё – от знакомства зрителя с главным героем, который, как и некогда Мэтт Деймон, появляется из пучины вод, до манеры монтажа – выдержано в соответствии с фирменным стилем. И это работает, в отличие от навязчивого упоминания Джейсона Борна, имеющего к Аарону Кроссу примерно такое же отношение, как декабристы, разбудившие Герцена – к Ленину. Безжалостные люди из верхов ЦРУ по-прежнему наблюдают в десятки мониторов за перемещениями вышедших из-под контроля наемников, а потенциально опасные элементы всё также курсируют по земному шару и хитроумно выпадают из поля зрения всевидящего ока. Практически документальная фиксация иллюзорного происходящего создает тот самый эффект присутствия, которым славилась трилогия. Вот только цель перемещений Аарона Кросса не имеет ничего общего с экзистенциальным порывом Джейсона Борна узнать, кто он есть на самом деле.
Герой Джереми Реннера всё про себя знает. Происхождение многочисленных сверхспособностей, которым так удивлялся беспамятный Борн, ему известно. Кросс понимает, чем ему грозит вынужденный отказ от препаратов, благодаря которым из парня с IQ ниже среднего он превратился в неубиваемого суперагента. Отсюда стартует новая, медикаментозная линия борнианы, а мотивацией поступков центрального персонажа становится нежелание отупеть. Очевидно, что цель Кросса куда более бытовая, чем была у Борна, а сам герой в исполнении Реннера лишен борновской мрачной задумчивости. Зато новый двигатель франшизы обладает чувством юмора и самоиронией, которыми не мог похвастаться неулыбчивый персонаж Мэтта Деймона. Часть зрителей такое смещение акцентов, несомненно, порадует, но истинных поклонников серии может отпугнуть. Куда приятнее ассоциировать себя с парнем негеройской внешности, обнаруживающим поражающие воображение таинственность и глубину, чем с потенциальным овощем, пусть и всепобеждающим.
Дело тут не столько в том, что полюбившийся зрителям персонаж Мэтта Деймона присутствует лишь в названии картины. Сценаристы во главе с Тони Гилроем, который на сей раз выступил и в роли режиссера, придумали оригинальный ход: действие «Эволюции...» разворачивается параллельно с событиями предыдущего фильма («Ультиматум Борна», 2007). Проходить квест «вспомни, что в этот момент делал Борн» поначалу весьма увлекательно, но чем дальше развивается сюжет, тем отчетливее бессодержательность этой игры. Все отсылки к прошлому франшизы, имеющиеся в картине, не обладают никаким существенным значением для новой истории и нужны лишь для того, чтобы зритель не забывал, откуда ноги растут. Как самостоятельное произведение о сложных взаимоотношениях суперагента Аарона Кросса (Джереми Реннер) с ЦРУ, «Эволюция...» воспринимается вполне органично, в качестве весомой части «вселенной Борна» (а именно так фильм был заявлен) – увы.
Стремление Гилроя сотоварищи сохранить формальные признаки серии не ограничивается «фантомным Борном». Всё – от знакомства зрителя с главным героем, который, как и некогда Мэтт Деймон, появляется из пучины вод, до манеры монтажа – выдержано в соответствии с фирменным стилем. И это работает, в отличие от навязчивого упоминания Джейсона Борна, имеющего к Аарону Кроссу примерно такое же отношение, как декабристы, разбудившие Герцена – к Ленину. Безжалостные люди из верхов ЦРУ по-прежнему наблюдают в десятки мониторов за перемещениями вышедших из-под контроля наемников, а потенциально опасные элементы всё также курсируют по земному шару и хитроумно выпадают из поля зрения всевидящего ока. Практически документальная фиксация иллюзорного происходящего создает тот самый эффект присутствия, которым славилась трилогия. Вот только цель перемещений Аарона Кросса не имеет ничего общего с экзистенциальным порывом Джейсона Борна узнать, кто он есть на самом деле.
Герой Джереми Реннера всё про себя знает. Происхождение многочисленных сверхспособностей, которым так удивлялся беспамятный Борн, ему известно. Кросс понимает, чем ему грозит вынужденный отказ от препаратов, благодаря которым из парня с IQ ниже среднего он превратился в неубиваемого суперагента. Отсюда стартует новая, медикаментозная линия борнианы, а мотивацией поступков центрального персонажа становится нежелание отупеть. Очевидно, что цель Кросса куда более бытовая, чем была у Борна, а сам герой в исполнении Реннера лишен борновской мрачной задумчивости. Зато новый двигатель франшизы обладает чувством юмора и самоиронией, которыми не мог похвастаться неулыбчивый персонаж Мэтта Деймона. Часть зрителей такое смещение акцентов, несомненно, порадует, но истинных поклонников серии может отпугнуть. Куда приятнее ассоциировать себя с парнем негеройской внешности, обнаруживающим поражающие воображение таинственность и глубину, чем с потенциальным овощем, пусть и всепобеждающим.
Реклама