28 января 2012 12:08
«Фауст» Александра Сокурова: залог души под мрачный смех
27 января 2012 года в Москву пришёл «Фауст» – конечно же, не собственной персоной, а в виде большой и серьёзной кинокартины Александра Сокурова. Впрочем, говоря о серьёзности (а презентация фильма для прессы проходила в Большом зале Мультимедийного центра информагентства «РИА-Новости» в рамках проекта «РИА-арт»), не будем эту серьёзность преувеличивать. Поскольку Сокуров с почти постоянным своим соавтором Юрием Арабовым сделал на материале трагедии Гёте... да-да, комедию – в первую очередь чёрную, во вторую очередь сатирическую, и в третью — философскую.
Не припомню, чтобы зрители когда-нибудь смеялись на фильмах Сокурова, а здесь им такая возможность предоставляется. Знакомый по школам, институтам и университетам сюжет о том, как несчастный интеллигент-доктор ради cвоих собственных представлений о счастье заключает договор с «мелким бесом» (у Гёте это Мефистофель, у Арабова и Сокурова — Маврикий) авторы стремились очистить от академичной хрестоматийности, освежить читательское и зрительское восприятие.
Надо сказать, при всей изысканности изобразительного решения (оператор — Брюно Дельбоннель), пиршестве эксцентрики на грани пародии и буффонады, с задачей наши уважаемые кинематографисты справились, на мой взгляд, лишь трети на две. Сценарист ухватился за фразу мнимой жены старьёвщика (а Маврикий-Мефистофель, напомним, старьёвщик «в земной жизни»): “Всё суета сует и скука". Вот на экране и царит «суета сует»: герои постоянно сталкиваются друг с другом, совершают алогичные, абсурдные поступки, мотивация поведения есть только у Фауста и Маврикия. Некоторым, как той же мнимой жене (её играет не абы кто, а выдающаяся Ханна Шигулла!), вообще нечего делать, кроме как фланировать по кадру слева направо и обратно и демонстрировать нелепые «средневековые» одеяния. Действие утопает в суете и скуке настолько, что несколько утомительно становится самому зрителю.
В лирической линии авторы исходили из фразы Маврикия-Мефистофеля «Женщин и мужчин связывают лишь три вещи — деньги, похоть и совместное хозяйство». Потому и высокой, чистой и счастливой любви у Фауста с Маргаритой не получилось – потенциально возвышенная любовная сцена превращается в бесстыдную демонстрацию разверстых женских гениталий (мужские нам показывают в начале фильма, когда Фауст со своим помощником Вагнером препарируют тело покойника). В мире, где господствует тело, всё меньше остаётся места для парения духа, – утверждает Сокуров. – И только когда душа освобождается от тела, во время её мытарств, человек и обретает настоящую свободу. Финал сокуровского «Фауста» нам этот триумф освобождения и показывает, причём предельно доходчиво: Фауст побивает (фактически, убивает) Маврикия-Мефистофеля камнями (есть такой фильм у Джона Хьюстона – «Убить дьявола» называется, помните?).
“Фауст" Сокурова может быть неприятен (но отнюдь не противопоказан) тем, кто считает: радости и счастья можно достичь в земной жизни. Нельзя, – говорит нам цифровой экран, на 135 минут отданный во власть авторского кино, – невозможно.
«Зловонное бурление жизни» в сокуровской ленте живо напомнило о драме Алексея Германа «Хрусталёв, машину!». Ибо Герман, другими словами и на другом материале говорит о том же — о неприятии жизни такой, какая она есть, потому что жизнь от перемены времени и места не меняется. Везде и всюду она – «суета сует и скука». И в «Фаусте», и в «Хрусталёве...» главные герои (оба – докторА) проходят длинный путь, состоящий из физических и моральных унижений, разочарований, тотального избавления от иллюзий. Только у Германа финал остаётся открытым — как-никак, 1953 год, может, годика через три и возможно будет глотнуть чуток свежего воздуха... Но здесь, всё-таки на земле. Сокуров с Арабовым идут дальше, и мыслят категоричнее, безжалостнее, вынося приговор жизни скорее не абстрактными рассуждениями, а мрачными смешками, прорывающимися из зрительного зала.
Не припомню, чтобы зрители когда-нибудь смеялись на фильмах Сокурова, а здесь им такая возможность предоставляется. Знакомый по школам, институтам и университетам сюжет о том, как несчастный интеллигент-доктор ради cвоих собственных представлений о счастье заключает договор с «мелким бесом» (у Гёте это Мефистофель, у Арабова и Сокурова — Маврикий) авторы стремились очистить от академичной хрестоматийности, освежить читательское и зрительское восприятие.
В лирической линии авторы исходили из фразы Маврикия-Мефистофеля «Женщин и мужчин связывают лишь три вещи — деньги, похоть и совместное хозяйство». Потому и высокой, чистой и счастливой любви у Фауста с Маргаритой не получилось – потенциально возвышенная любовная сцена превращается в бесстыдную демонстрацию разверстых женских гениталий (мужские нам показывают в начале фильма, когда Фауст со своим помощником Вагнером препарируют тело покойника). В мире, где господствует тело, всё меньше остаётся места для парения духа, – утверждает Сокуров. – И только когда душа освобождается от тела, во время её мытарств, человек и обретает настоящую свободу. Финал сокуровского «Фауста» нам этот триумф освобождения и показывает, причём предельно доходчиво: Фауст побивает (фактически, убивает) Маврикия-Мефистофеля камнями (есть такой фильм у Джона Хьюстона – «Убить дьявола» называется, помните?).
«Зловонное бурление жизни» в сокуровской ленте живо напомнило о драме Алексея Германа «Хрусталёв, машину!». Ибо Герман, другими словами и на другом материале говорит о том же — о неприятии жизни такой, какая она есть, потому что жизнь от перемены времени и места не меняется. Везде и всюду она – «суета сует и скука». И в «Фаусте», и в «Хрусталёве...» главные герои (оба – докторА) проходят длинный путь, состоящий из физических и моральных унижений, разочарований, тотального избавления от иллюзий. Только у Германа финал остаётся открытым — как-никак, 1953 год, может, годика через три и возможно будет глотнуть чуток свежего воздуха... Но здесь, всё-таки на земле. Сокуров с Арабовым идут дальше, и мыслят категоричнее, безжалостнее, вынося приговор жизни скорее не абстрактными рассуждениями, а мрачными смешками, прорывающимися из зрительного зала.
Все новости о фильме
22.07.2021
Российские компании подвели итоги участия в каннском кинорынке
30.12.2020
ПрофиСинема подводит итоги десятилетия российской кинематографии
13.05.2019
Канны 2019: Российский павильон на Каннском кинофестивале и кинорынке
27.10.2016
«Спутник» покажет лучшее из лучшего
03.04.2013
26 Ника: Награды, лауреаты, речи…
19.02.2013
Премия "Элем": Лучшие фильмы. За 2011 год…
22.03.2012
Александр Сокуров: «Я читатель, а не кинорежиссер»
27.12.2011
Золотой орел 2011: Номинанты
Другие статьи по теме Режиссер Александр Сокуров
03.09.2024
Белый слон 2023: вручена премия Александру Сокурову
18.07.2024
Мастерская Сокурова в Ереване: сроки и условия поступления
10.06.2024
Александр Сокуров откроет мастерскую в Ереване
07.06.2024
ЦДК и Еврейский музей покажут фильмы Сокурова и его учеников
04.12.2023
На канале Собчак выложили новый фильм Сокурова «Сказка»
Реклама