18 ноября 2011 13:51
“Ангел”: Когда лишают детства
Мы давно похоронили детское кино и привыкли скептически вздымать бровь, услышав об очередной попытке его возрождения. И этот скепсис, увы, оправдан. За последние 10-15 лет трудно вспомнить хотя бы один мало-мальски успешный фильм, главным героем которого выступал бы ребенок. Режиссер Дмитрий Федоров и компания "Ракурс" рискнули такой фильм сделать и, похоже, у них есть все шансы на успех, ведь в герое фильма "Ангел" (в прокате с 24 ноября 2011 года, дистрибьютор – компания Гельварс) зритель без сомнения узнает многих российских детей, лишенных детства.
Подростку Юрику (Георгий Мирской) сопереживаешь буквально с первых кадров. Мать – еще молодая и привлекательная женщина (Ольга Березкина) - отправляет сына на все 3 месяца летних каникул в деревню к прадеду, которого тот почти не знает. Юрик не по годам умен и угрюм. Таким его сделала жизнь в неблагополучной семье. Отец – алкоголик бросил семью, и мальчик поклялся, что никогда не будет увлекаться спиртным. А мать... Она его, конечно, любит, но между воспитанием сына и устройством своей личной жизни расчетливо выбирает второе.
Встреча с дедом навсегда изменит мир Юрика, расширит его горизонты, покажет противоречивость жизни и размытость границ между добром и злом, реальностью и безумием. Это, в первую очередь, встреча с историей нашей страны и теми социально-психологическими потрясениями, которые она пережила за минувший век. Образ деда собирательный, почти мифологический. На вид ему не дать больше 70-ти, но дед – несломленный революционер, мечтающий о реванше, - с болью в сердце рассказывает внуку о том, как воевал в Гражданскую, нещадно расстреливал врагов коммунизма и разрушал православные святыни. Его дом, увешанный портретами коммунистических лидеров и идеологов, скорее напоминает заброшенный музей социализма, чем жилище мирного старика. Феликс Антипов – один из старейших актеров Таганки – глубоко прочувствовал этого персонажа, наделив его подлинным трагизмом обреченного правдоискателя с железной волей и доброй душой, которую он безуспешно пытается спрятать.
Дед, не медля, начинает учить внука уму-разуму, прививать ему свои революционные идеалы, но Юрик, обладая природной мудростью, которой сам еще не осознает, принимает из рассказов деда лишь самое важное, вневременное, цельное. На примере отношений мальчика с дедом авторы будто учат нас – зрителей – тому, что не следует перечеркивать прошлое, окрашивая его лишь одной черной краской. Но каково будет Юрику, заметно повзрослевшему под влиянием своего древнего деда, возвращаться в обычную жизнь и находить общий язык с простыми деревенскими пацанами и девчонками, у которых на уме только гулянки и выпивка? Не станет ли он здесь лишним, как уже стал в своей собственной семье?
Юрик – прямой наследник мальчишек из лучших фильмов советской эпохи. Наблюдая за Юриком (стоит отметить замечательную работу юного актера Георгия Мирского), невольно вспоминаешь его предшественника из картины «Иваново детство» - угрюмый, сильный, отчаянный и также лишенный детства ребенок, преждевременно столкнувшийся с простой истиной, что в жизни можно рассчитывать только на себя.
Помимо социально-нравственной проблематики заслуживает внимания изобразительная сторона фильма. Поэтические виды природы – восходы, закаты, бескрайние русские просторы, - все это несет определенную драматургическую нагрузку в фильме, укрепляя дух главного героя и в то же время подчеркивая его одиночество. За рамки социальной драмы выводит фильм и сцена, в которой к Юрику обращается его ангел-хранитель, привидевшийся ему на крыше полуразрушенной церкви, которую много лет назад пытался сравнять с землей его дед. В этот момент повествование обретает почти сказочную притчевую форму.
Фильм «Ангел» обращен к широкой и благодарной зрительской аудитории детей от 8-ми до 15-ти лет и их родителей, бабушек и дедушек. И смотреть его стоит именно в таком семейном формате, чтобы после просмотра, который без сомнения спровоцирует дискуссию между юными и взрослыми зрителями, дети смогли задать старшим взволновавшие их вопросы, а родители попробовали бы на них ответить.
Подростку Юрику (Георгий Мирской) сопереживаешь буквально с первых кадров. Мать – еще молодая и привлекательная женщина (Ольга Березкина) - отправляет сына на все 3 месяца летних каникул в деревню к прадеду, которого тот почти не знает. Юрик не по годам умен и угрюм. Таким его сделала жизнь в неблагополучной семье. Отец – алкоголик бросил семью, и мальчик поклялся, что никогда не будет увлекаться спиртным. А мать... Она его, конечно, любит, но между воспитанием сына и устройством своей личной жизни расчетливо выбирает второе.
Встреча с дедом навсегда изменит мир Юрика, расширит его горизонты, покажет противоречивость жизни и размытость границ между добром и злом, реальностью и безумием. Это, в первую очередь, встреча с историей нашей страны и теми социально-психологическими потрясениями, которые она пережила за минувший век. Образ деда собирательный, почти мифологический. На вид ему не дать больше 70-ти, но дед – несломленный революционер, мечтающий о реванше, - с болью в сердце рассказывает внуку о том, как воевал в Гражданскую, нещадно расстреливал врагов коммунизма и разрушал православные святыни. Его дом, увешанный портретами коммунистических лидеров и идеологов, скорее напоминает заброшенный музей социализма, чем жилище мирного старика. Феликс Антипов – один из старейших актеров Таганки – глубоко прочувствовал этого персонажа, наделив его подлинным трагизмом обреченного правдоискателя с железной волей и доброй душой, которую он безуспешно пытается спрятать.
Дед, не медля, начинает учить внука уму-разуму, прививать ему свои революционные идеалы, но Юрик, обладая природной мудростью, которой сам еще не осознает, принимает из рассказов деда лишь самое важное, вневременное, цельное. На примере отношений мальчика с дедом авторы будто учат нас – зрителей – тому, что не следует перечеркивать прошлое, окрашивая его лишь одной черной краской. Но каково будет Юрику, заметно повзрослевшему под влиянием своего древнего деда, возвращаться в обычную жизнь и находить общий язык с простыми деревенскими пацанами и девчонками, у которых на уме только гулянки и выпивка? Не станет ли он здесь лишним, как уже стал в своей собственной семье?
Юрик – прямой наследник мальчишек из лучших фильмов советской эпохи. Наблюдая за Юриком (стоит отметить замечательную работу юного актера Георгия Мирского), невольно вспоминаешь его предшественника из картины «Иваново детство» - угрюмый, сильный, отчаянный и также лишенный детства ребенок, преждевременно столкнувшийся с простой истиной, что в жизни можно рассчитывать только на себя.
Помимо социально-нравственной проблематики заслуживает внимания изобразительная сторона фильма. Поэтические виды природы – восходы, закаты, бескрайние русские просторы, - все это несет определенную драматургическую нагрузку в фильме, укрепляя дух главного героя и в то же время подчеркивая его одиночество. За рамки социальной драмы выводит фильм и сцена, в которой к Юрику обращается его ангел-хранитель, привидевшийся ему на крыше полуразрушенной церкви, которую много лет назад пытался сравнять с землей его дед. В этот момент повествование обретает почти сказочную притчевую форму.
Фильм «Ангел» обращен к широкой и благодарной зрительской аудитории детей от 8-ми до 15-ти лет и их родителей, бабушек и дедушек. И смотреть его стоит именно в таком семейном формате, чтобы после просмотра, который без сомнения спровоцирует дискуссию между юными и взрослыми зрителями, дети смогли задать старшим взволновавшие их вопросы, а родители попробовали бы на них ответить.
Реклама